Я полис свой прочел
Как введение ОСАГО повлияло на популярность страхования в целом
Система обязательно автострахования действует в России уже второй год, но многие автовладельцы до сих пор не понимают, что такое ОСАГО и чем оно отличается от других видов страхования транспорта.
"Введение ОСАГО не повлияло на развитие иных форм страхования настолько и таким образом, как это ожидалось страховщиками, - утверждает один из участников интернет-форума. - Причина - в неверном понимании страхователями сущности обязательного страхования гражданской ответственности. Автовладелец, оформляя полис ОСАГО, уверен, что он страхует именно свою машину (за что, собственно, и платит деньги), а не какую-то иллюзорную ответственность. Предполагалось, что осознание того, что сам автомобиль на самом деле не застрахован, подтолкнет автовладельцев к страхованию транспортных средств по риску "Ущерб". Однако вышло наоборот: водители приводят вполне логичные доводы - дескать, если их машина пострадает, то ущерб будет возмещен страховой компанией виновного. Далеко не каждый понимает, что КАСКО он страхует для того, чтобы ни от кого не зависеть - ни от наличия или отсутствия виновника происшествия, ни от размера ущерба (ОСАГО покрывает четко лимитированный размер ущерба), ни от наличия или отсутствия у виновника полиса ОСАГО, ни от надежности выбранной виновником страховой компании. Таким образом, введение ОСАГО повлияло исключительно на рост заинтересованности автовладельцев в страховании автомобиля от хищения (так как этот риск не покрывается ОСАГО ни при каких обстоятельствах)".
Эти размышления подтверждает и опрос автовладельцев, проведенный специалистами компании "Росгосстрах". Из 400 опрошенных на вопрос, есть ли у вас полис автострахования, "да" ответило 90%, "нет" - 10%.Из 90% имеющих полис ОСАГО 45% затруднились ответить на вопрос, от чего застрахована ваша машина. 30% ответили - от ущерба, 15% сказали, что нужно посмотреть в полисе, 5% - что должны позвонить знакомым, которые в этом разбираются. Еще 5% сказали, что это им должны сообщить в страховой компании.
"Каковы ваши действия при страховом событии по ОСАГО?" - такой вопрос был задан 100 клиентам, обратившимся в диспетчерскую службу "Росгосстраха". Выяснилось, что 90% не знают, что им следует делать, 50% путают полис ОСАГО и КАСКО, 70% не читали ни договор, ни правила страхования.
Кроме того, выяснилось, что большинство из тех, у кого машина застрахована от угона, не знают, какую сумму должна им выплатить страховая компания при наступлении страхового события.
Правда, представители других страховых компаний не так пессимистичны. "Введение ОСАГО способствовало увеличению числа автомобилистов, страхующих транспорт по добровольным программам, - заявили в компании "Русский мир". - Хотя, конечно, есть водители, которые так и не осознали, что ОСАГО - это страхование ответственности, а не самого автомобиля, и в случае виновности водителя в ДТП ремонтировать свой автомобиль ему придется за собственные деньги. С другой стороны, те, кто страховался по КАСКО еще до введения ОСАГО, не отказываются от добровольного автострахования и сейчас. Появились и клиенты, которые, впервые придя в страховую компанию за полисом ОСАГО, приобретают и КАСКО..."
"Введение ОСАГО в первую очередь повлияло на культуру страхования в целом, - говорят в Северо-Западной страховой компании. - Люди начали интересоваться тем, что же такое страхование и как с его помощью можно защитить себя от неожиданных финансовых потерь. Сейчас все больше автовладельцев понимают, что ОСАГО не является защитой их автомобиля, поэтому автострахование начинает развиваться бурными темпами. По результатам наших исследований, более 30% опрошенных в первую очередь застраховали бы машину и лишь потом самих себя. Поэтому основная задача страховых компаний на данный момент - разработка комплексных программ по страхованию, которые могли бы защитить людей, а не только "железо"..."
А.К.