"РОСГОССТРАХ" БУДЕТ ЛИДЕРОМ ПО КЛЮЧЕВЫМ ВИДАМ СТРАХОВАНИЯ. И НЕ ТОЛЬКО В ПЕРМСКОМ КРАЕ
Столь амбициозными планами поделился недавно с пермским бизнес сообществом генеральный директор компании Данил Хачатуров, посетивший Пермь. Второй целью его визита стало представление нового директора Пермского филиала "Росгосстраха" Рината Макулова.
Данил Хачатуров посетил Пермь, чтобы поделиться с пермской деловой общественностью планами компании на 2005-2006 годы. Коротко они формулируются как ставка на качественное повышение уровня сервиса. Ранее поставленная задача по достижению максимальной для населения доступности услуг страхования, по его словам, сегодня успешно решена. Начиная с 2002 года "Росгосстрах" осуществил многомиллионные инвестиции в развитие инфраструктуры, новую имиджевую и продуктовую коммуникационные кампании, внедрение информационных технологий, а также набор и обучение сотрудников и агентов. На текущий момент компания имеет по стране наибольшее среди конкурентов число точек присутствия (свыше 2700) , самую развернутую филиальную сеть, уникальную сеть центров урегулирования убытков. Поэтому сегодня на повестку дня развития компании выходит вопрос повышения качества.
Данил ХАЧАТУРОВ, генеральный директор компании "Росгосстрах": - Страхование - это рынок услуг, и здесь выигрывает тот, кто предоставляет наиболее качественную услугу. Поэтому лозунгом нашей компании на 2005 год мы провозглашаем тезис "Хороший сервис - наше новое конкурентное преимущество" , а на 2006 год речь должна идти уже исключительно об отличном сервисе.
Сеть центров урегулирования убытков, сформированная "Росгосстрахом" , не имеет аналогов на территории Российской Федерации. В нее входят 233 центра, и если, например, с пермяком в какой-нибудь отдаленной территории РФ - не дай Вое! - произойдет страховой случай, в его распоряжении будет любой из них.Это составляет огромное наше конкурентное преимущество, которое потребовало, конечно, больших инвестиций, и теперь топ-менеджмент вправе ожидать отдачи от этих вложений.
"Росгосстрах" в последние годы развивается темпами, значительно опережающими общие темпы развития страхового рынка, - 74 %. Если в 2000 году в рейтинге российских страховых компаний ему принадлежало лишь 54-е место, то сегодня он является безусловным лидером по ОСАГО, по страхованию имущества физических лиц и классическому страхованию жизни, занимая первую строку по объемам сборов страховой премии. В абсолютном выражении цифры также впечатляют: по итогам 2004 года компания собрала 32, 7 млрд руб., что почти вдвое превышает показатели ближайшего конкурента.
В компании работают свыше 100 тыс. человек, и более 30 млн граждан Российской Федерации являются ее клиентами.
Данил ХАЧАТУРОВ: - На сегодняшний день компания "Росгосстрах" является лидером в сегменте страхования имущества по всей стране, и наша ближайшая задача - занять аналогичные позиции по всем ключевым видам страхования. Это амбициозная цель, но для ее достижения у нас есть все необходимые предпосылки: самая большая агентская сеть, самые мощные каналы продвижения, самый известный в стране страховой брэнд.
В отношении Пермского филиала "Росгосстраха" у нас также весьма серьезные планы. Здесь мы хотим продемонстрировать рынку реальный скачок как в сервисе, предоставляемом нашим клиентам, так и в величине сборов.
О Перми Пермский филиал является активным проводником корпоративного духа компании и пионером в продвижении новых продуктов. В 2004 году он начал активно продавать населению новые страховые проекты: "Росгосстрах-Дом" , "Росгосстрах-Талисман" и "Росгосстрах-Бизнес Имущество" , особенно привлекательный для представителей малого и среднего бизнеса. В каждом районном центре Прикамья "Росгосстрах" имеет сегодня свое подразделение.
Объем страховых сборов филиала в Пермской области в 2004 году вышел на уровень 775 млн руб, что составляет существенную долю от общего объема компании. И эти обстоятельства, по словам Хачатурова, позволяют говорить о Пермском филиале как об одном из лидирующих в системе "Росгосстраха".
Данил ХАЧАТУРОВ: - Мы довольны командой которая работает у нас сегодня в Перми, и надеемся, что за счет повышения эффективности управления она выполнит поставленные перед ней новые сложные задачи.
На Пермь в обозримом будущем мы смотрим как на город - "миллиардник" , то есть как на территорию, где объемы страховых сборов должны составлять около 1 млрд руб. в год. Основания для этого есть: по экономическим показателям регион практически не отличается, например, от Башкирии, а там "Росгосстрах" собирает около 2 млрд руб.
В регионе присутствуют 110 других страховых компаний. Увеличивать свою долю рынка мы планируем, побеждая в конкурентной борьбе с ними за симпатии клиентов и за счет еще не отработанной аудитории "неопределившихся" как среди физических лиц, так и среди юридических. Резерв налицо, и мы будем помогать новой команде, чтобы доля Пермской области в общем объеме бизнеса компании была увеличена.
О рынке Как известно, страховой рынок является сегодня одним из самых динамично развивающихся в стране. Безусловным толчком к его развитию оказался закон об ОСАГО, принятый полтора года назад, который исполняется очень успешно. Здесь, по мнению Хачатурова, россияне проявили практически рекордную законопослушность, обогнав по этому показателю едва ли не все страны Восточной Европы: по прогнозам, данный закон должны были выполнить и застраховать личный транспорт где-то около 60 % автолюбителей - по факту оказалось, что застраховано около 90 % автомобилей. Но при этом набирают рост и другие виды страхования.
Данил ХАЧАТУРОВ: - "Росгосстрах" - пожалуй, самая универсальная из всех страховых компаний России. Имущественное страхование как юридических, так и физических лиц составляет наш основной профиль, но мы занимаемся и всеми другими видами страхования без исключения - включая титульное и финансовых рисков. Только не всеми в массовом порядке. Потому что для этого все процедуры должны быть четко отработаны, а это делается не вдруг. У нас есть все предпосылки стать лидерами в любом из сегментов рынка.
Серьезные страховые компании, к которым мы себя, без сомнения, относим, не работают по так называемым "серым" зарплатным схемам. Мы говорим о настоящем классическом страховании, и в этом направлении будем бороться за клиентов в каждом сегменте рынка.
Проблема в пермском регионе - это слишком большое количество случаев урегулирования убытков. И из-за этого мы порой просто не успеваем обслуживать все потребности наших клиентов. Особенно в Пермской области велико количество ДТП, требующих выплат по ОСАГО. В результате, частота выплат по этому виду страхования в Прикамье составляет 4, 8 % при среднем по России 3, 7 %.
В целом доля ОСАГО в общем объеме бизнеса компании составляет около 50 %. Остальное, по словам Хачатурова, приходится на иные виды страховых услуг. В планах на 2005 год это соотношение планируется сохранить: доля личного страхования будет составлять до 10 %, доля "автогражданки" - 50 %, остальные 40 % придутся на другие различные виды продуктов.
Данил ХАЧАТУРОВ: - Если говорить о рынке в целом, то сегодня он находится в динамичной стадии своего развития: регулятор упорядочивает деятельность всех его операторов, существенно ужесточает требования к существующим компаниям, держит курс на укрупнение и дифференциацию страховщиков по видам деятельности.
Пока многие страховые компании еще используют в своей работе так называемые "серые" схемы. Но их доля в общем объеме страхового бизнеса неуклонно падает, и в Пермской области тоже. Большое достижение последних лет - это то, что российское страхование все больше становится страхованием в классическом западном понимании этого слова. Мы никогда не работали по "серым" схемам, и опыт положительной работы дает нам преимущества в конкурентной борьбе, которая все активнее начинает разворачиваться в условиях растущего рынка.
В нашей стране сегодня существуют более 1200 страховых компаний. И если при наличии такого количества операторов рынка мы остаемся лидерами продаж, то это говорит о нашем умении работать и видеть стратегию своего развития.
Об инвестиционной политике Данил ХАЧАТУРОВ: - В мировой экономике страховые компании, наравне с банками и пенсионными фондами, являются основными инвесторами. Я уверен, что от мировых тенденций мы также никуда не денемся: и НПФ, и страховщики рано или поздно будут в полной мере соответствовать данному статусу. Но пока, если судить по объемам привлекаемых страховых резервов, у страховщиков аккумулируется в несколько раз больше средств под инвестирование. Другое дело, что эти деньги пока "короткие" , но это вопрос времени. Сейчас вместе с экспертами лично я ожидаю резкого скачка объемов сборов по классическим - "настоящим" видам страхования, что дает нам ресурс тех самых "длинных" денег.
Я не думаю, что этот бум произойдет достаточно скоро. Но это случится. Наша компания уже сейчас активно готовится к этому периоду. Нами уже оказывается услуга по страхованию жизни, и если судить по активности ее продвижения, то доля этого страхового продукта у нас, пожалуй, самая высокая среди всех других операторов - до 30 % в общем объеме.