Перейти к основному содержанию

Главная      Благоразумие выше случая

Благоразумие выше случая

Этому древнему принципу крупнейшая на Урале страховая компания ЮЖУРАЛ-АСКО следует 15 лет

ЮЖУРАЛ-АСКО - первая негосударственная страховая компания на Урале. Она в числе первых в стране получила лицензию министерства финансов России на осуществление страховой деятельности. За 15 лет компанией заключено 907740 договоров, выплачено 486 миллионов рублей по 155721 случаю.

За развитие страхового бизнеса компания отмечена наградами "Факел Бирмингема" и "Профессионал страхования" (США). Имеет рейтинг А+ "Высокий уровень надежности со стабильными перспективами". Обладатель национальной страховой премии "Золотая саламандра" в номинации "Лучшая региональная компания".

В 2004 году в ЮЖУРАЛ-АСКО каждую минуту заключалось два договора страхования, каждые семь минут производилась страховая выплата, ежедневно выплачивался один миллион рублей. Число сотрудников превысило 1100 человек.

Все годы компания является лидером страхования в Уральском регионе.

Наука страховать

С первого дня существования компании ее генеральным директором является Аркадий ЛЮБАВИН.

- Чем вас увлек этот бизнес, Аркадий Маркович?

- Придя в страхование, я понял: этому виду деятельности тысяча лет и он никогда не умрет. Всю жизнь человека сопровождают риски, поэтому работы страховщикам хватит не только на наш век. Главный принцип страхования, защита от случайных событий - именно случайных, происходящих по не зависящим от человека причинам, а не тех, которые можно специально организовать или спровоцировать. Если ты грамотно ведешь дело, консервативно (а страховщики обязаны быть консервативными, чтобы выжить), то интересная долгая работа обеспечена. Оказалось, что страховой бизнес исключительно интеллектуален. Страхование всеобъемлюще и касается всех сторон жизнедеятельности, для его развития нужны обширные знания, особенно в области экономики. Надо понимать, какие риски сопутствуют бизнесу, чтобы знать, какие виды страхования предлагать предприятиям и организациям. Нужно уметь общаться, искать и предлагать интересные вещи. Невозможно заниматься страхованием силами маленькой фирмы. Это недолговечно, несерьезно, к таким компаниям, естественно, нет доверия. Нужны кадры, а это уже наука, связанная с управлением и развитием персонала, его мотивацией, чтобы людям было интересно работать, чтобы они могли зарабатывать.

- 15 лет назад страхового бизнеса и даже такого термина не существовало.

- Когда мы ввязывались, то не представляли, что нужно для успеха. Появилось новое дело, интересно было попробовать. Тогда мы всех негосударственных страховщиков могли пересчитать по пальцам. Их было мало, из них еще меньше осталось. Но мечты у нас были грандиозные. Мы ориентировались на опыт западных компаний, например, на крупнейшую страховую корпорацию "Ллойд". Фантазировали: наша компания будет "Ллойдом" восточного полушария. На самом деле без грез-то ничего бы и не было. Мечта, конечно, модифицировалась, но наша компания и сейчас совершенно сознательно занимается проработкой перспективы. Уже созданы программы, с помощью которых каждый руководитель может смоделировать основные показатели деятельности своего подразделения на три года вперед. Они основаны на прогнозе рыночной ситуации, страховой статистике, достигнутых экономических показателях с одной стороны и желании сотрудников повышать свой заработок - с другой стороны.

- Ну и как: на сегодня ЮЖУРАЛ-АСКО еще не "Ллойд" восточного полушария?

- Само представление об этом изменилось. На западных рынках сосуществуют разные компании: и большие с мировой известностью, с филиалами в разных странах, и компании, работающие на национальном рынке, и специализированные компании, которые страхуют на всей территории страны, например, только элеваторы, и многопрофильные региональные компании. Всем находится работа! Страховой рынок колоссальный, все требует страховой защиты: и жизнь, и бизнес, и научные разработки. Спор, сколько должно быть компаний в России, беспочвен. Столько, сколько может существовать на рынке. Главное, чтобы компании были жизнеспособны, действительно надежны и выполняли свое предназначение.

Риски поджидают на каждом шагу

- Жизнеспособность компании зависит в том числе и от политики государства?

- Конечно. Мы не в безвоздушном пространстве живем, регулирование страховой деятельности, как и во всех странах, необходимо. Вопрос лишь в уровне этого регулирования. Можно так "зарегулировать", что ни один самый мощный бизнес не выживет. Или такие "условия" создать, в которых невозможно будет развиваться, а соответственно пользу обществу приносить. Безусловно, все финансовые институты должны контролироваться, это социальный вопрос. У нас более 200 тысяч клиентов, их права, конечно, нужно защищать, и поэтому контроль за страховщиками необходим. Но страхование - очень тонкая вещь, к сожалению, государство своими шагами, часто необоснованными, затрудняет работу и заставляет очень много времени тратить не на созидание, а на отстаивание своей позиции. По автогражданке споры практически затихли. Теперь только упертый может говорить об ОСАГО как о ненужной вещи. За полтора года мы выплатили 166 миллионов рублей по 9 тысячам ДТП. Давайте спросим потерпевших: нужна автогражданка или нет? Уверен, депутаты, яро выступавшие против введения ОСАГО, получат однозначный ответ: нужна.

- Одно дело - обязательное страхование. Однако большинство россиян по-прежнему не страхуют свое имущество и квартиры.

- Недавно социологи проводили очередной опрос, какие факторы мотивируют людей заключать договоры страхования. Выяснилось, что реклама и работа агентов - лишь на седьмом и восьмом местах. На первом - советы друзей и знакомых. Затем к факторам, толкающим прийти в страховую компанию, относятся ситуации, когда с самим человеком что-то произошло либо с его окружением, на них сегодня приходится 50 процентов. Нынешняя жизнь усложняется. Люди больше ездят, больше строят, творят чудеса техники. При этом риски возрастают, они нас поджидают на каждом шагу. Так что страхование как область деятельности человека развивается объективно.

- Часть рисков стала уже обязательной. Хочешь не хочешь, а тебя страхуют турфирмы, продающие туры за рубеж, авиакомпании перед полетом, требуют деньги за страховку при покупке железнодорожного билета.

- К сожалению, эти организации пользуются правом монополии. На самолет и на поезд по умолчанию вместе с билетом выписывают страховой полис, хотя пассажир его не просил и может отказаться от такой услуги, потому что страхование не заложено в билете. Его можно и купить, но это должно быть добровольной акцией. Мы уже устали бороться с псевдостраховщиками. Это не украшает, а подрывает авторитет настоящих страховщиков. Легкие деньги - это не бизнес.

Либо быстрые, либо мертвые

- Известно, что АСКО строит свою деятельность на основе четкой и годами проверяемой политики и заимствованного опыта, который можно адаптировать к нашим условиям. А есть ли свои открытия, которые распространяются на всю сферу страхового бизнеса?

- Каждый месяц рождается что-то новое. Мы с удовольствием используем чужой опыт, причем в последние годы даже не западный, а наших коллег - российских страховщиков, в частности, из тех союзов, в которых мы состоим. По кругу делимся друг с другом своими ноу-хау. "Урало-Сибирское соглашение страховщиков" объединяет не конкурирующие, а дружественные компании. В нем заведен порядок, при котором раз в четыре месяца мы обмениваемся ноу-хау - страховыми и учебными программами, обсуждаем практические вопросы управления персоналом, финансовые вопросы, изучаем опыт проведения рекламных акций и маркетинговых исследований. Все то, что позволяет нашим компаниям быстрее развиваться и двигаться в конкурентной борьбе. Тем более что двигаться надо все с большей скоростью. Актуальное пару лет назад изречение "Тот, кто не движется вперед, движется назад" сегодня звучит так: "Есть только два типа компаний - быстрые и мертвые". Так что опыт - необходимая вещь.

Информация и о наших ноу-хау воспринимается коллегами с большим интересом. Приходит много запросов. Мы делимся новинками по организации работы и жизни компании в самых разных сферах. Политика ЮЖУРАЛ-АСКО - информационная открытость. У нас есть свой журнал, своя газета, дайджесты, публикуются постоянные сообщения о нашей жизни в прессе. Тезис простой: успех публичной компании зависит от того, сколько у нее клиентов. Надо завоевать их доверие. Для этого правильно, своевременно и быстро платить, при этом давая четкую информацию. Люди доверили нам свои деньги (у нас не банк, взносы лежат в виде резервов) и должны знать, как эти резервы работают, сохраняются ли они, приумножаются, что компания делает.- Не всем, наверное, ваша компания кажется такой "белой и пушистой"?

- Обороты компании большие, сама сфера деятельности очень деликатная. Не могу заявить, что все наши клиенты довольны, да это и невозможно теоретически. Хотя недавно проводили маркетинговые исследования среди тех, кто получал в ЮЖУРАЛ-АСКО выплаты, в частности, по автострахованию. Кстати, наша компания - один из учредителей Российского союза автостраховщиков, за полтора года действия закона об ОСАГО нами заключено 342962 договора страхования. Так вот, мы интересовались, довольны ли наши клиенты размером возмещения. Почти у 90 процентов опрошенных реальность совпала с их ожиданиями. Но недовольство естественно для человеческого характера, а наше дело - откровенно объяснить им ситуацию, показать, из чего складывается сумма выплаты. Конфликты случаются, но на фоне заключенных договоров их единицы.

- А вы, генеральный директор, чем недовольны на сегодня?

- Всегда хочется еще больших темпов. Цели ставятся все более амбициозные, масштаб решаемых задач несравним с прежним. Постоянно волнуешься: как эти задачи выполняются, сможем ли мы их решить, чтобы уверенно чувствовать себя на рынке. 15 лет назад мы начинали с чистого листа. С годами пришло понимание такой сложной сферы деятельности, как руководство крупной компанией. В данном случае неважно, какой бизнес, но если коллектив большой, надо учиться решать проблемы его развития. От решений руководителя зависит судьба не только клиентов, хотя в первую очередь думаешь о том, что если ты неправильно построил работу и с компанией что-то случится, то пострадают сотни тысяч клиентов. Но за тобой еще и более тысячи сотрудников. Каждый из них связал с компанией свою жизнь. Страховой бизнес для них - не только источник дохода, но и моральная подпитка.

- Я разговаривала с сотрудниками ЮЖУРАЛ-АСКО и некоторыми клиентами. Они называют вас, Аркадий Маркович, фанатом своего дела. Говорят, что вы воспринимаете страховой бизнес не как инструмент для заработка, а ценность другого свойства.

- Да, компания - главное дело жизни, говорю без преувеличения. Ее развитие - это развитие и моей жизни тоже. Я как директор вырос с нуля. И те, кто работает у нас, выросли в нашем деле с нуля. Кто-то был врачом, кто-то инженером или научным работником. Сегодня мы уверенно ощущаем себя страховщиками. И я точно могу сказать: это такая профессия, придя в которую, остаешься в ней навсегда.

ЮЖУРАЛ-АСКО страхует подписчиков "Челябинского рабочего" от несчастного случая