В огне не сгорит, в воде не утонет
Один из крупнейших игроков российского страхового рынка - компания "Ингосстрах" заявила о новой стратегии своего развития на ближайшие годы. Что изменится в результате ее принятия и кто от этого выиграет - об этом рассказывает директор Дальневосточного регионального центра и вице-президент компании Игорь НИКУЛИН.
Стратегическим планированием в России похвастаться могут преимущественно крупные компании, да и то далеко не все. Причин несколько.
С одной стороны, разработка стратегии, прямо скажем, дорогое "удовольствие" , с другой - пока не всем понятно, для чего эта самая стратегия нужна. Тем не менее, уровень корпоративного управления и культура потребления у нас все-таки растут. В итоге активные компании хотят уже сегодня целенаправленно влиять на свое "завтра" , а их мыслящие клиенты - знать, с кем они будут иметь дело через пару лет.
- Аналитикам "Ингосстраха" понадобился год, чтобы оценить тенденции страхового рынка и выстроить соответствующую им модель развития, - рассказывает Игорь Петрович. - Первые изменения коснулись структуры региональной сети. "Ингосстрах" в России сейчас представлен почти сотней филиалов в 182 городах. Оперативно управлять такой махиной крайне сложно, поэтому топ-менеджмент пошел на реорганизацию региональной сети.
Дочерние компании изменили юридический статус и были преобразованы в филиалы, а вся сеть разделена на 10 региональных центров, включая дальневосточный. Например, наш региональный центр объединяет филиалы и дополнительные офисы во всех городах Дальнего Востока. Центры курирует созданный в Москве Департамент регионального развития. Эта схема управления внедрена по всей стране.
Быстрее, сильнее, лучше
Возможно, на первый взгляд, преимущества новой структуры не столь очевидны. Но это только на первый.
Всем региональным центрам переданы широкие полномочия по принятию решений в ведении бизнеса в целом и в частности по рассмотрению убытков. Последнее особенно важно. Если раньше решение по каждому убытку согласовывалось с Москвой, то теперь оно принимается исключительно на месте. Причем эта позиция распространяется не только на ОСАГО, но и на другие виды страхования. Значит, клиенту предоставляется максимум оперативности при решении любых вопросов.
- Кроме этого, уход от формы дочерних компаний позволил "Ингосстраху" значительно сократить свои расходы на формирование уставного капитала, управление и отчетность, - объясняет Никулин. - Нужно также учитывать, что дочернее предприятие - это отдельное юридическое лицо, которое не может сравниться по своим резервам с самим "Ингосстрахом". Поэтому крупные риски передавались "дочками" через механизм перестрахования в головную компанию, что, естественно, вело к удорожанию страхового продукта. Складывалась неприятная ситуация, когда крупному и среднему клиенту стало финансово неинтересно страховать через них свои риски. Теперь она разрешилась.
По словам Игоря Петровича, эффективность работы новой системы компания оценит уже в июне. Однако реформированием организационной структуры нововведения не исчерпались. В работе "Ингосстраха" с клиентами появились новые приоритеты.
Страхование в массы
До середины 2003 года "Ингосстрах" специализировался на обслуживании корпоративных клиентов, проще говоря, юридических лиц. Как мы все помним, с июня 2003 года началась эпоха ОСАГО, а вместе с ней и развитие розничного страхования в России.
- За полтора года мы вполне оценили перспективы массового направления, - говорит Игорь Петрович. - "Ингосстрах" - компания N1 в России на рынке корпоративного страхования. Сейчас перед нами ставится новая цель: до конца 2007 года занять лидирующее положение в области добровольного страхования физических лиц. Для этого у нас есть необходимый материальный и кадровый потенциал. Мы не собираемся ударными темпами повсеместно наращивать сеть своих филиалов и доп-офисов в каждом районе. По нашим расчетам, присутствие филиала экономически обоснованно только в крупных и средних городах, так как основной покупатель полисов добровольного страхования - это представитель среднего класса с доходом от 350 долларов и выше на каждого члена семьи.
- Мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что становимся компанией для людей с высокими доходами, которые готовы вкладывать деньги в свое будущее и требуют соответствующего к себе отношения. От наших сотрудников требуется уже не просто выписать полис-принудиловку, а предложить клиенту, допустим, пять различных программ страхования на выбор. В наших планах довести уровень сервиса если не до международных стандартов, то хотя бы до московско-питерских.
По прогнозам Игоря Петровича, именно за этот сегмент населения развернется в 2005 году конкурентная борьба между крупными страховыми компаниями России. В предстоящий год основное внимание "Ингосстраха" будет сосредоточено на совершенствовании страховых продуктов и качестве оказываемых услуг, оказываемых в офисах компании.
Главное - ваши чувства
Вообще-то, "Ингосстрах" и до принятия стратегии развития славился не только тем, что "платит всегда". К услугам его клиентов круглосуточная "горячая линия". Ежемесячно страхователи получают адресную рассылку с напоминанием о перезаключении договора и расчетом будущих преференций.
Маркетологи "Ингосстраха" тоже не дремлют. Разработана дисконтная система дополнительного страхования квартиры, машины от угона для владельцев полисов ОСАГО. При желании клиент может перевести выплату на банковскую карту и при этом получить от банка в качестве бонуса весомую скидку на популярную международную карту VISA. Для это понадобится зайти в новый офис по рассмотрению убытков ОСАГО, расположенный по улице Тургенева, 56 в Хабаровске. Другая нетрадиционная услуга для владельцев ОСАГО, чье время ценит компания: можно отдать машину в ремонт, не дожидаясь окончания оформления документов.
- Сейчас мы просчитываем возможность предоставлять клиенту на время ремонта в аренду фирменную машину, как это практикуется в европейской части России, а в случае ДТП - бесплатный эвакуатор. Отдельная работа ведется по сокращению срока выплаты убытков.
- С мая, в преддверии отпусков и дачного сезона, мы планируем запустить новый страховой продукт. Это разработанная нами программа, которая позволит клиентам получить максимум услуг, потратив минимум времени: 4 страховки за 10 минут. Я бы не хотел сейчас подробно о ней говорить, потому что скоро люди сами по достоинству ее оценят.
Тем не менее, Игорь Петрович обмолвился, что для получения полиса не потребуется даже выезда агента на дом, так как "бумага сама найдет покупателя". Мои предположения о продажах через Интернет директор опроверг: "Знаете, время Интернета на Дальнем Востоке обязательно придет. Этим мы тоже занимаемся, но пока народ привык сам подержать в руках красивую бумагу и поставить на ней вполне материальную роспись и печать. И я с ним полностью согласен".
За два года подразделения компании должны удвоить сбор страховой премии и в конечном итоге довести долю своего присутствия в розничном сегменте национального страхового рынка до 9, 1 процента.
Задача амбициозная, но вполне осуществимая, потому что... правильно: "Ингосстрах" платит. Всегда.