Закон об ОСАГО отдали под суд
Кому мешает "автогражданка"?
Очередная атака на Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (ОСАГО) предпринята на правовом поле. Конституционный суд РФ должен проверить "автогражданку" на предмет соответствия Основному закону страны.
ПОВОДОМ послужили запросы нескольких групп депутатов, недовольных, в частности, принудительным порядком страхования. Мол, закон, обязав покупать полисы "автогражданки", лишил автовладельцев права выбора - страховаться или отказаться от этой услуги.
На самом деле право выбора отобрали только у виновников ДТП - платить за повреждения чужой машины или не платить под тем предлогом, что нет у бедняги ни денег, ни имущества, о котором стоило бы говорить, за исключением "железного друга", на котором он имеет полное конституционное право носиться по дорогам. Благодаря появлению "автогражданки" ущерб возмещают страховые компании, а владельцы машин для этого вынуждены, как в любой цивилизованной стране, приобретать полис ОСАГО. Возражения против этого, на наш взгляд, лишены всякой логики. Даже у сверхаккуратного водителя, за много лет ни разу не попадавшего в ДТП, нет никакой гарантии, что договор "автогражданки" не пригодится ему завтра или послезавтра. Любая страховка - и обязательная, и добровольная это страховка именно на всякий случай.
Конечно, покупка полиса означает дополнительные расходы. Но рассуждения об их непосильности для малоимущих категорий граждан - лицемерны. Владение машиной подразумевает определенные траты - на бензин, резину, запчасти, техобслуживание. Цена полиса здесь погоды не делает. Если эксплуатация автомобиля разорительна для владельца, надо пересаживаться на общественный транспорт.
Спору нет, "автогражданка" в российском варианте пока далека от идеала. Кстати, глава Страхнадзора Илья Ломакин-Румянцев признал, что закон об ОСАГО далеко не безупречен: его ведомство получает ежемесячно до 1.500 жалоб от граждан... И, наверное, резонно автовладелец Сергей Шевцов в том же Конституционном суде поднял вопрос: почему собственники двух и более автомобилей должны приобретать несколько полисов ОСАГО? Ведь они не ездят на всех своих машинах одновременно. Получается страхование гражданской ответственности не человека, а каждого из его автомобилей... И представитель группы депутатов Госдумы Павел Лазунин тоже справедливо подчеркнул, что при наступлении страхового случая установленные законом фиксированные суммы, как правило, не гарантируют автовладельцам полного возмещения ущерба... Но, извините, кому, как не парламентариям, принявшим этот закон, его и совершенствовать? Совершенствовать, а не инициировать задним числом разбирательство, имеет ли он вообще право на жизнь...
Решение Конституционного суда будет известно в конце апреля. Тогда и станет ясно, как у нас в стране с логикой.