Кому выгодно ОСАГО
СПЕЦВЫПУСК: СТРАХОВАНИЕ
Систему ОСАГО начали критиковать до ее введения и не прекращают до сих пор. О ее несовершенстве можно судить по нескольким десяткам поправок, подготовленных к соответствующему закону. Значительных изменений в закон еще не внесено, однако это не мешает депутатам и страховщикам выдвигать новые предложения.
Наиболее обсуждаемые в последнее время вопросы по ОСАГО озвучил первый заместитель генерального директора ОСАО "Ингосстрах" Андрей Загорский. По его словам, сейчас наиболее активно обсуждаются базовая тарифная ставка, процедура оформления страховых случаев и сроки выплаты страхового возмещения.
По мнению страховщиков, базовая ставка определена корректно. "Нет ошибки в том, как посчитана базовая ставка, хотя по данному виду страхования убыточность растет постоянно. Она еще не достигла своего пика, и пока тяжело говорить о пересмотре ставки", - высказывает свое мнение Загорский. Обоснованной ставку считают и в компании "Росгосстрах-Поволжье". Ее сотрудник пояснил, что "пока слишком рано говорить об изменении ставки". К тому же это потребует дополнительных расчетов.
Резонной ставку считает и Николай Киселев, заместитель директора нижегородского филиала страховой компании "Наста". По его мнению, здесь возникает еще и вопрос об увеличении суммы возмещения, поскольку при серьезных авариях может не хватить денег, предусмотренных законом.
В "Росгосстрах-Поволжье" отметили, что каждый клиент, доплатив небольшую сумму, может существенно увеличить сумму выплат по ОСАГО.
Однако, по словам Киселева, ОСАГО не является убыточным, а находится в рамках тех 5% прибыли, которые установило государство. "У нас средняя убыточность составляет около 60% - это различные отчисления в соответствующие органы. В принципе, та же пропорция у всех нижегородских компаний. В Москве рентабельность выше, там эти отчисления достигают 40-50%", - говорит Киселев. Представитель СК "Наста" признает, что это не тот вид страхования, на котором страховые компании могут заработать большие деньги. С ним согласны и в "Росгосстрах-Поволжье", где подчеркивают, что рынок ОСАГО создан прежде всего за счет прямых инвестиций страховых компаний в развитие систем продаж и урегулирование убытков, а не за счет взносов автовладельцев.
По словам представителя "Росгосстрах-Поволжье", Российский союз автостраховщиков (РСА) готовит предложения по совершенствованию существующего законодательства - оно должно стать более удобным для страхователей. Так, например, возросшее количество дорожно-транспортных происшествий (при каждом аварийном случае теперь вызывают инспекторов ГИБДД) поставило вопрос об упрощении процедуры оформления страховых случаев. По словам Загорского, это вынужденная мера, поскольку инспекторы ГИБДД просто не успевают приехать к каждому ДТП вовремя. Однако схема "упрощенки" должна быть тщательно прописана и проработана. "Если это решение будет принято поспешно и непродуманно, то, возможно, вырастет количество случаев страхового мошенничества", - опасается Загорский.
Николай Киселев считает, что возможна ситуация, когда закон наделит страховые компании правом принимать решения при упрощенной процедуре, но лучше, если этим будет заниматься все же ГИБДД. "Зачастую на месте аварии очень сложно оценить ущерб, пусть этим занимаются специалисты, а страховая компания - это финансовый инструмент, мы лишь перераспределяем собранные деньги", - поясняет Киселев. По его словам, лучшим выходом из сложившейся ситуации будет развитие структуры ГИБДД и увеличение числа ее сотрудников. Страховщики сошлись во мнении, что при непродуманном введении упрощенной системы оформления страховых случаев может серьезно возрасти число случаев мошенничества.
Ведется дискуссия и по вопросу о сроках рассмотрения состоявшегося убытка и выплаты возмещения. Сегодня это 14 дней после подачи документов. Обсуждается, как именно отсчитывать эти 14 дней - от подачи заявления или последнего документа, как это делается сейчас. С этим связано и предложение ввести административную ответственность для страховых компаний за несоблюдение сроков или отказ выплатить страховое возмещение. Подобное предложение удивило страховщиков, так как сейчас за подобные нарушения им грозит более серьезное наказание - отзыв лицензии. Как отметил Николай Киселев, деятельность страховых компаний отслеживают "Страхнадзор" и РСА. К тому же, по его данным, спорных дел (по которым и задерживается возмещение) всего около 10% от всех случаев. Как отмечают страховщики, выплаты задерживаются в основном из-за задержки или отсутствия документов из ГИБДД, которой отводится месяц на их подготовку.
Как отмечают в "Росгосстрах-Поволжье", ОСАГО - это простой, но дорогой продукт за небольшие деньги. По сравнению с "каско" он предусматривает возможность значительно более высокого покрытия (возмещение выплачивается при наступлении каждого страхового случая вне зависимости от их количества, а при "каско" - только на страховую сумму). "На наш взгляд, этот вид страхования полезен, он защищает тех людей, которые раньше не могли рассчитывать на возмещение. Важно, чтобы эта конструкция не была разрушена. Любое непродуманное решение может привести к цепочке банкротств и к уходу с рынка многих страховых компаний. Это снизит конкуренцию на рынке и может вызвать недостаток услуг, предоставляемых клиенту", - заключает Загорский.