"РОСГОССТРАХ" СДЕЛАЛ СТАВКУ НА СЕРВИС
СПЕЦВЫПУСК: СТРАХОВАНИЕ
По итогам прошлого года доля "Росгосстраха" на рынке ОСАГО уменьшилась почти на 5%. Это, впрочем, не помешало холдингу остаться безоговорочным лидером обязательного автострахования. Сохранить эту позицию компания намерена за счет улучшения качества обслуживания.
В 2004 году "Росгосстрах" продал полисов обязательного автострахования на сумму более 16 млрд рублей. Это примерно треть от общей суммы сборов по стране и в пять раз больше, чем у ближайшего конкурента - "РЕСО-Гарантия". Оставшись безоговорочным лидером, "Росгосстрах" все же потерял за год около 5% рынка. "Мы потеряли не в количестве договоров и клиентов, а в абсолютной сумме сборов, - уточняет гендиректор ОАО "Росгосстрах" Данил Хачатуров. - Дело в том, что дорогих автомобилей, иномарок становится больше. Соответственно, средний взнос по ОСАГО серьезно вырос, особенно в Москве и Санкт-Петербурге". Между тем, по всем прогнозам, продажи иномарок в России будут и дальше расти. Соответственно, будет снижаться на рынке ОСАГО и доля "Росгосстраха": большую часть клиентов компании составляют владельцы недорогих отечественных машин. Руководство компании не видит в этом большой проблемы: "У нас нет задачи поглотить большую долю по ОСАГО, - говорит Хачатуров. - И если она будет плавно снижаться, для нас это не критично. Тем более что убыточность этого вида страхования всем очевидна".
По оценке "Росгосстраха", убыточность ОСАГО в России сегодня составляет около 60% и с каждым месяцем растет, а в Поволжье уже приблизилась "к критической отметке". В Нижегородской области, например, в прошлом году сборы компании по этому виду страхования составили 78 млн рублей. 54% собранных средств были выплачены пострадавшим в виде страховых возмещений. Еще 23% составили расходы компании на ведение дел и отчисления в компенсационный фонд РСА. "Пик убыточности обязательного автостраховния наступит в течение трех лет", - считает Хачатуров. "Но пока не все российские компании это понимают, - добавляет он, - поэтому идет борьба за рынок, который нужно будет долгие годы серьезно обслуживать, а обслуживающих сетей почти ни у кого нет". Страховые компании сформировали портфели, и сегодня все занимаются выплатами: кто-то лучше, кто-то хуже. Дальше, по мнению руководства "Росгосстраха", рынок будет формироваться в пользу тех, кто сможет делать это лучше других.
Именно за счет улучшения обслуживания холдинг рассчитывает сохранить 12 млн своих клиентов. Повышение уровня клиентского сервиса - не только в крупных городах, но и "на местах, в районах" - должно стать главной задачей и новым конкурентным преимуществом. "Положение лидера обязывает, - говорит Хачатуров. - Мы всегда брали массовостью. Теперь наш приоритет - качество обслуживания клиентов".
Лидеры ОСАГО по объемам страховых взносов в 2004 году
Место/Название/Сборы, млн руб./Доля рынка, %
1/"Росгосстрах" (11 компаний холдинга)/16 095, 5/32, 7
2/"РЕСО-Гарантия"/5201, 3/10, 6
3/"Ингосстрах"/2274, 6/4, 6
4/"Спасские ворота"/1868, 8/3, 8
5/СКПО/1645, 7/3, 3
6/ВСК/1442, 6/2, 9
7/РОСНО/1160, 8/2, 4
8/МАКС/998, 1/2, 0
9/"Наста-Центр"/924, 8/1, 9
Соотношение мощности каналов продвижения(по данным Госкомстата за 2003 год)
Наименование/Чило филиалов/Число агентов
"Росгосстрах"/2300/56 039
"Ресо-Гарантия"/230/9612
РОСНО/100/1267
ВСК/80/4770
"Ингосстрах"/75/945
"Уралсиб"/74/2578
"Энергогарант"/45/1001
"Согласие"/41/551
МАКС/39/2194
СО ГАЗ/27/469