Перейти к основному содержанию

Главная      Автострахи

Автострахи

Прошло уже больше года с момента принятия Федерального закона об обязательном страховании автотранспорта и гражданской ответственности, но дискуссии на тему, работает ли он должным образом в нашей стране, до сих пор не утихают. Скольким водителям и владельцам автомобилей он уже принес фактическую пользу - такой статистикой мы, к сожалению, не владеем. Но конкретные случаи несоблюдения параграфов закона, увы, знакомы нам не только понаслышке.

В прокуратуру Центрального района Твери не так давно поступили заявления от граждан, что некоторые страховые компании, игнорируя сроки, указанные в законе, не выплачивают им денежные компенсации. При этом работники этих компаний в свое оправдание приводят некоторые строки того же закона, не содержащие необходимой детализации. Например, ОСАГО предусматривает получение денег наличными или путем перечисления их на банковский счет автовладельца в течение 15 дней с момента представления клиентом компании всех необходимых документов. Но... к несчастью, не разъясняется, кто же определяет, каким из двух способов обязан рассчитываться страховщик. Конечно, если учитывать, что закон издан для того, чтобы упростить для автолюбителей процедуру улаживания конфликтных аварийных ситуаций и работает на благо клиента страховой компании, то, следовательно, клиент и должен выбирать способ получения компенсации. Однако подчас страховщики пользуются этой недоговоренностью в законе и предлагают автовладельцам получение компенсации только по безналичному расчету. И, поверьте на слово, руководителей компаний совершенно не беспокоит, есть ли у клиента свой счет в банке или нет!

Много вопросов возникает у автовладельцев к страховым компаниям по поводу калькуляции общей стоимости запчастей, необходимых для восстановления поврежденной в аварии машины. По закону ее должен составлять некий эксперт. Но... опять же, нигде в его строках вы не найдете, должен ли это быть независимый эксперт либо представитель страховой компании. А вот разницу в ценах на запчасти каждый желающий может определить, пролистав каталоги оптовых фирм и пройдя по магазинам города. Разница эта, особенно на импортные изделия, иногда превышает 100 процентов от оптовой цены! (Кстати, немаловажную роль в этом играет территориальная принадлежность завода-изготовителя детали.)

В пример можно привести случай с одним из моих знакомых (по его просьбе название страховой компании и марка автомобиля мы не упоминаем). Итак, собрав все документы после того, как его дорогостоящий автомобиль значительно пострадал в дорожной аварии, владелец обратился компанию, где его машина была застрахована, чтобы определить, на какую сумму компенсации он может рассчитывать при ремонте. После обследования авто экспертом он сразу же задал специалисту вопрос, почему итоговая стоимость запчастей почти в два раза меньше, чем он предполагал. На это эксперт доходчиво объяснил, на каких оптовых базах Москвы автовладелец может приобрести детали по ценам, которые указаны в калькуляции. "Я понимаю, что в магазинах Твери все они стоят гораздо дороже, - продолжил представитель страховой компании. - Однако по указанию своего начальства я при составлении калькуляции не имею права закладывать в документ розничную стоимость(!!!)". Конфликта с компанией благодаря спокойному характеру и смекалке приятелю удалось избежать. Но отношение к закону у него с тех пор изменилось. "Как и пророчили ранее некоторые автолюбители, ОСАГО действительно не более чем еще один налог на наши "колеса", которых, между прочим, и так предостаточно, - говорит он. - В западных странах, насколько я знаю, автовладельцев так не мучают. После аварии они оставляют свою машину на месте ДТП на попечение страховщиков, не задумываясь о том, что те их могут обмануть, так как для них дорог каждый клиент. Наши же как будто специально пытаются найти лазейки в законе, лишь бы затянуть выплату или занизить величину компенсации".

Почти аналогичны и выводы прокурора Центрального района Твери Александра Туманова:

- Я понимаю, что сейчас многие автостраховые компании не получают прибыли либо работают в убыток. Но это так называемая "болезнь роста", когда выплаты пока еще превышают или равны выручке от получения страховых взносов. Со временем это пройдет, а недоверие автовладельцев к ним останется. Конечно, мы, как защитники правопорядка, направляем по всем принятым заявлениям представления страховым компаниям и проводим проверку по каждому из них. Пока таких заявлений очень мало. Наверное, обладатели полисов ОСАГО смирились с недобросовестным выполнением страховщиками своих обязанностей или, может быть, побаиваются доказывать свою правоту в судах? Я все же надеюсь, что практика применения закона, в том числе судебная, будет обеспечивать защиту автовладельцев.