Перейти к основному содержанию

Главная      Эхо «автогражданки»

Эхо «автогражданки»

В минувшем году донские страховщики и филиалы инорегиональных компаний собрали примерно в 1,5 раза больше страховых взносов, чем в предыдущем. Появившаяся благодаря введению в действие закона об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) привычка страховаться пошла на пользу страховому рынку. В 2004 году выросли и объемы взносов по добровольным видам страхования.

Прошедший год дал страховым компаниям возможность осмотреться после периода бурных перемен, связанных с введением «автогражданки», прийти в себя, сделать выводы и определить стратегию развития. С января по декабрь 2004-го страховщики собрали примерно 6,63 млрд. рублей страховых взносов. Год назад этот показатель равнялся примерно 4,12 млрд. рублей. Понятно, что увеличение более чем в 1,5 раза для уже сформированного, казалось бы, рынка — хороший показатель. Но еще три месяца назад прогнозы были оптимистичнее. Подводя итоги 9 месяцев 2004 года, страховщики предполагали, что за весь год объемы взносов приблизятся к отметке 8 млрд. рублей.

— Причин того, что компании собрали меньше, чем ожидалось, несколько, — говорит генеральный директор страховой компании «Адмирал» Юрий Колесников. — Во-первых, это связано с политикой государства, направленной на уменьшение налогосберегающих, так называемых серых, схем страхования. Показатели были большими, а реальное страхование за ними не стояло. Эти схемы в предыдущие годы давали достаточно большой объем рынка. Вторая причина заключается в том, что оценить реальные объемы ОСАГО очень сложно. 2004 год — первый полный год реализации данной программы. И третья причина: мы рассчитывали, что страхование жизни, которое дает рынку значительные объемы, будет развиваться более высокими темпами.

Программу страхования жизни в общероссийском масштабе называют одной из точек роста страхования на 2005 год. Несколько местных компаний и инорегиональных филиалов (например, «Адмирал», РОСНО, «УралСиб») тоже поставили акцент на развитии таких программ.

«Автогражданка» задавала тон. Переоценить влияние «автогражданки» на развитие страхового рынка достаточно трудно. Появившись, ОСАГО основательно перекроило местное страховое поле. По итогам прошлого года страховщики стали заявлять об убыточности этого вида. Однако с тем, что «автогражданка» подтолкнула рынок к развитию, никто не спорит.

— Первое время ОСАГО воспринималось как налог. Но постепенно ситуация меняется, — считает заместитель генерального директора страховой компании «ЭНИ» Татьяна Васильева. — В этом году рынок всколыхнулся. В ближайшие несколько лет будут расти объемы добровольного страхования.

Максимальный показатель соотношения выплат и взносов, который могут позволить себе страховщики, работая без убытков по этому виду, — 77%. Нетрудно заметить, что ни одна из компаний не приближается к этому показателю (см. таблицы 7 и 8). Запас прочности довольно существенный. Тем не менее разговоры об убыточности «автогражданки» не лишены основания. По прогнозам, еще несколько лет этот коэффициент (соотношение выплат к взносам) будет увеличиваться, и велика вероятность, что у некоторых компаний он превысит 77%. Поэтому-то страховщики дружно говорят о необходимости развивать добровольное страхование. Если все-таки уровень убыточности перешагнет допустимый порог, то с помощью добровольных видов страхования можно будет компенсировать потери. Политику развития только «автогражданки» многие игроки называют недальновидной.

— Итоги 2004 года на страховом рынке свидетельствуют о том, что многие компании не смогли использовать функционирование закона об «автогражданке» для развития своего портфеля по добровольным видам страхования. Пожалуй, главная причина этого — соблазн увеличить объем страховых взносов за счет ОСАГО, не заглядывая в будущее и не отдавая себе отчета о возможных проблемах с финансовой устойчивостью и стабильностью на рынке, — считает руководитель южной дирекции СГ «АльфаСтрахование» Евгений Череменин. — В 2005 году доля «автогражданки» в объеме страховых сборов Южной дирекции «АльфаСтрахования» снизится до 47% за счет запланированной положительной динамики добровольных видов. Учитывая тенденцию роста объема выплат по ОСАГО, мы считаем, что такой подход позволит нам при всех возможных вариантах развития убыточности сохранить репутацию на рынке и доверие своих клиентов.

Однако говорить о том, что ресурс развития «автогражданки» полностью исчерпан, преждевременно. Во-первых, постоянный прирост автомобильного парка в России увеличивает поле деятельности для страховых компаний. Во-вторых, всегда можно попытаться оттянуть часть клиентов у конкурентов. Добровольное страхование автотранспортных средств тоже может стать важной точкой роста для компании. Например, в нынешнем году «Ингосстрах»делает ставку именно на развитие этого вида.

Было время присмотреться. В первый полный год ОСАГО страховщики внимательно анализировали итоги работы по этому виду, пытаясь найти варианты, как его развивать.

— Каждая компания рано или поздно должна задаться вопросом, какие клиенты по «автогражданке» для нее наиболее предпочтительны. Мы нарабатываем свою статистику, пытаясь понять, кого же нам выгоднее страховать, — рассказывает гендиректор страховой компании «Адмирал» Юрий Колесников. — Безусловно, сейчас выгоднее страховать жителей больших городов. Это связано с повышающим коэффициентом — сумма премий больше, и за счет этого убыточность меньше. Согласно нашим выводам, пол и возраст автовладельца серьезного влияния на убыточность не оказывают, а вот опыт вождения очень важен.

В 2003 году «автогражданка» привела на донской страховой рынок новых игроков — количество инорегиональных компаний за год увеличилось более чем в два раза. Теперь ситуация обратная. В прошлом году наметилась тенденция к сокращению числа страховщиков. Число местных компаний с 30 уменьшилось до 21. Последней из списков исчезла компания «Старк» (в итогах 2004 года она еще отмечена). Компания «Старк» — партнер ОАО «КБ “Центр-инвест”». В пресс-службе банка так пояснилипричины ликвидации компании: «В ООО «Старк» страховались как имущество банка, так и его клиенты. Соотношение активов и принятых ООО «СК “Старк”» обязательств отвечало требованиям нормативных документов. ЕБРР, как акционер «Центр-инвеста» (20,38% уставного капитала), повысил требования к страховым компаниям, с которыми сотрудничает банк. В настоящее время в банке действует новое положение об аккредитации страховых компаний на конкурсной основе».

Количество инорегиональных игроков изменилось незначительно. По итогам, например, девяти месяцев прошлого года их было 57, в конце 2004 года — 60.

Вслед за медицинскими подразделениями инорегиональных компаний на донской рынок приходят их филиалы. Так, например, появился филиал страховой группы «СОГАЗ». Входящая в нее медицинская страховая компания «Газпроммедстрах» к тому моменту уже имела опыт работы в донской столице.

Общий рост отразился и на медицинских компаниях. В сфере медицинского страхования тоже увеличились объемы собранных взносов. Например, крупнейший игрок на этом рынке — СК «Макс-М» (верхняя строчка рейтинга) — в 2003 году собрал примерно 872 млн. рублей страховых взносов, в прошлом же году этот показатель превысил 1,318 млрд. Рост объемов взносов произошел и по добровольным видам. СК «АсСтра», например, в 2003 году собрала примерно 70 млн. рублей взносов по добровольному страхованию, в прошлом году — уже больше 100 млн. рублей.

Среди игроков местного рынка по-прежнему обсуждается вариант усиления позиций московских медицинских компаний через покупку какого-нибудь действующего донского страховщика.

— Если бы такая сделка состоялась в данный момент, покупателю пришлось бы заплатить полную рыночную стоимость компании, — говорит гендиректор страховой группы «Айболит» Дмитрий Альперович. — Но дело в том, что сейчас довольно активно обсуждается вопрос, какой уставный капитал нужно иметь компании, чтобы заниматься обязательным медицинским страхованием. Возможен вариант законодательного увеличения уставного капитала. Тогда рыночная цена компаний, не дотягивающих до нормы, упадет в несколько раз. В этом случае сценарий покупки крупной компанией бизнеса более мелкой весьма вероятен, особенно учитывая общую тенденцию рынка к укрупнению.

Значительное увеличение объемов страховых взносов в прошлом году задает тон прогнозам и на год нынешний. В соответствии с ними страховому рынку прочат рост примерно на 22%.