Перейти к основному содержанию

Главная      «Подмигивающие» правила

ТОЧКИ РОСТА СТРАХОВОГО РЫНКА

Наиболее перспективным специалисты ОСАО "Ингосстрах" в ближайшие два года считают рынок автокаско, по прогнозам он будет развиваться быстрее розничного рынка страхования. На корпоративном рынке основной рост прогнозируется за счет страхования имущества и транспорта юридических лиц. На страховом рынке ПФО наибольший рост объемов продаж ожидается в Нижегородской, Самарской и Казанской областях.

Как рассказал на пресс-конференции в нижегородском отделении ОСАО "Ингосстрах" первый заместитель генерального директора Андрей Загорский, розничный сектор компания планирует развивать за счет увеличения доли среднего класса и предложения дополнительных услуг и видов страхования (перекрестные продажи) для клиентов с высоким уровнем дохода.

На корпоративном рынке основной рост прогнозируется за счет страхования имущества и транспорта юридических лиц. Также "Ингосстрах" решил обратить внимание на новый для себя рынок - малый бизнес, для которого планируется создание комбинированных продуктов с учетом отраслевой специфики. В сегменте спецрисков темпы роста будут значительно ниже, так как этот рынок наиболее стабилен (прежде всего это страхование в авиационной, космической и морской отраслях). Как отметил Загорский, по рынку ОСАГО ожидаются незначительные темпы роста. Степень проникновения на рынок этого вида страхования уже достаточно высокая - более 80 %, поэтому рост будет связан только с приростом автомобильного парка и его обновлением.

Достижение поставленных целей компания планирует начать с изменений в своей филиальной сети. По словам Андрея Загорского, в 2005 году все филиальные подразделения "Ингосстраха" будут поделены на три группы. К группе роста будут отнесены филиалы, расположенные в промышленно развитых регионах, имеющих высокий потенциал роста сбора страховых премий. Перед ними будет стоять задача диверсификации страхового портфеля, соблюдение нормативов убыточности, развитие сбытовой сети и активная поддержка продаж. К группе рентабельности будет отнесено большинство филиалов, перед ними будет поставлена задача увеличения валового сбора премии. Прежде всего они будут развивать прибыльные виды страхования. И к третьей, самой маленькой группе - группе присутствия, будут отнесены филиалы, перед которыми не будет поставлено никаких амбициозных задач. В ПФО будут отнесены к группе роста как минимум три филиала "Ингосстраха" - в Нижнем Новгороде, Самаре и Казани. Директор Приволжского регионального центра ОСАО "Ингосстрах" Вадим Корнев заметил, что добавил бы к ним и Саратов. Все остальные филиалы в ПФО будут относиться к группе рентабельности.

Как рассказал Корнев, в округе на сегодняшний день несколько филиалов только начинают свою активную деятельность. Это филиалы в таких городах, как Чебоксары, Йошкар-Ола и Пенза, от них ждут очень бурного роста. По данным Самарской межрегиональной инспекции страхнадзора, за 2004 год в Нижегородской области собрано 10, 5 млрд руб. премий. Из них "Росгосстрах-Поволжье" собрал 5, 2 млрд руб. (собрали все подразделения по областям Поволжья), из них более 700 млн руб. собрано в Нижегородской области. На втором месте идет нижегородский филиал компании "Согаз" - более 310 млн руб. , и на третьем месте филиал "Ингосстраха" - 212 млн руб.

Когда вводили ОСАГО, специалисты предполагали, что автогражданка "потянет" за собой и другие виды страхования: клиент придет за полисом ОСАГО и ему предложат и другие услуги. Как отметил Вадим Корнев, эти надежды оправдались: в Татарстане, Самаре, Саратове и Кирове увеличился объем продаж полисов физлицам по имуществу, по несчастным случаям и по ДМС. Как отметил Корнев, ОСАГО сыграло роль локомотива в предложении других видов страхования, поскольку в нашем случае спрос определяется предложением.

После пресс-конференции первый заместитель генерального директора "Ингосстраха" Андрей ЗАГОРСКИЙ (А. З. ) и директор Приволжского регионального центра "Ингосстрах" Вадим КОРНЕВ (В. К. ) ответили на вопросы нашего корреспондента.

- Что может стать стимулом для развития рынка страхования физических лиц - рост доходов или новые предложения со стороны страховщиков?

А. З. Рост доходов обязательно. О страховании человек начинает задумываться, перейдя на определенный уровень дохода. Мы надеемся, что толчком к развитию услуг для физических лиц станет ДМС. Сейчас оно у нас продается только по корпоративным каналам, работодатель включает его в состав социального пакета, но мы уже отмечаем появление индивидуального спроса. Плюс мы ожидаем принятие нового закона об ОМС, который подразумевает изменения системы по нескольким важным моментам. Во-первых, это возможность физлица самому выбирать страховую компанию (а не работодателю), а во-вторых, в случае перехода человека в систему ДМС часть премии на ДМС в размере подушевого норматива может быть профинансирована за счет средств фонда ОМС. Ваши деньги из ОМС будут переданы в ДМС. Это будет толчок в развитии ДМС.

В. К. Пока ДМС развивается не такими темпами, как хотелось бы. Этот вид страхования нам особенно интересен. В зависимости от предлагаемого продукта (перечня услуг) стоит от $200 и выше в год на человека. Мы работаем только с юрлицами - страховка идет за счет предприятия. Работа с физлицами возможна на следующем этапе, но пока для регионов $200 это дорого.

- Как вы считаете, должны ли на рынке присутствовать местные и региональные страховые компании, или они должны уступить рынок более крупным компаниям?

А. З. На рынке должны присутствовать компании и федеральные, и региональные, главное - они должны быть финансово устойчивы. Сейчас происходит процесс централизации, и с рынка уходят некоторые компании, но это прежде всего те, кто не занимался реальным страхованием. Просто сегодня на российском рынке избыточное количество страховых компаний - около 2000. Их количество сокращается, это объективный и правильный процесс, который все же достигнет какого-то предела - и на рынке останется ряд компаний. Надеюсь, что среди них будут и региональные.

- Занимается ли ваша компания страхованием жизни? Как по-вашему, почему в этом секторе страхования объем собранных страховых премий в прошлом году упал почти на треть?

А. З. Да, сборы упали, и это очень хорошо. Хочу отметить, что в страховании жизни более 90 % (по некоторым оценкам до 97 %) - это псевдострахование. Это некие схемы, когда деньги собираются и через какое-то время обратно выдаются. В этом нет никакого страхового элемента. Если говорить о реальном накопительном страховании жизни, то оно растет очень медленными темпами. В прошлом году наша компания зарегистрировала 100 %-ную "дочку" "Ингосстрах ЛМТ". Она работает как самостоятельное юрлицо и предлагает услуги как по рисковому страхованию жизни (от несчастного случая), так и по накопительному страхованию жизни. Процесс объективно очень трудный, продажи, технология и содержание продукта очень сильно отличаются от традиционного бизнеса "Ингосстраха". У этой компании свой бизнес-план, все озвученные нами цифры не включают цифры по страхованию жизни. Это отдельное направление бизнеса, которое у нас развивается постепенно, но в положительной динамике.

- Какие ниши по предложению страховых продуктов не заполнены? Существуют ли такие страховые услуги, на которые спрос превышает предложение?

В. К. Сомневаюсь, чтобы сегодня можно было найти такое явление. Не зафиксировано такого факта, чтоб спрос превышал предложение. При введении ОСАГО были случаи, когда некоторые наши граждане не могли получить вовремя этот полис в силу разных обстоятельств, но сейчас этот вопрос урегулирован. Я даже затрудняюсь назвать, какие из добровольных видов страхования могли бы вызвать такой ажиотажный спрос. Дело в том, что культура страхования, основанная на общем финансовом благополучии наших граждан, все еще оставляет желать лучшего. Не в силу того, что люди не хотят, просто не могут. Страхование все же вещь недешевая.

- Как вы считаете, какие виды страхования будут наиболее перспективными в Нижегородской области?

В. К. Мы уповаем на то, что ДМС будет вызывать наибольший интерес. А также все связанное со страхованием имущества и ответственности физических лиц. Согласитесь, лучше иметь страховку на случай, когда лопнула труба и вы залили всех соседей. Мы намерены серьезно работать с физическими лицами, увеличить наши позиции по автогражданке.

Мария МЫСОВА