Оброк с тандема
НДС тормозит развитие bancassurance
Российские страховые компании периодически заявляют о намерении организовать продажу своих продуктов через банки. Но банкиры признаются, что в настоящее время доход от такого сотрудничества невелик, да и страховщикам приходится затрачивать чрезмерные усилия при организации каналов bancassurance. Проблема экономической целесообразности усугубляется возникающим для банков налогом на добавленную стоимость.
Существуют различные технологии и техники продаж страховых продуктов, зависящие от мотивации клиента. Приобретение полиса в привязке с банковской услугой можно классифицировать, во-первых, как страхование, обусловленное приобретением кредита, в этом случае приобретение полиса является одним из условий банка. "При реализации страховых продуктов, связанных с банковскими требованиями, задача страховщика состоит в обеспечении такой технологии, чтобы, с одной стороны, банк защищал свои риски, а с другой - минимизировались негативные ощущения клиента. У потребителя не должно складываться впечатления, что данный полис он получает в качестве "нагрузки" к кредиту. То есть за счет конкурентных преимуществ страхового продукта можно сделать более привлекательным и комплексный продукт от банка" , - рассказывает сотрудник отдела по работе с посредниками финансовой группы "УралСиб" Светлана Бланк.
Во-вторых, страхование, как сопутствующая услуга, не обусловленная приобретением банковского продукта, то есть покупка страховых полисов по потребности и желанию клиента в момент приобретения банковского продукта. К условиям приобретения такой страховой услуги в банке относится актуальность страхового полиса для клиента, удобство расположения кредитной организации, экономия времени клиента: в момент приобретения банковской услуги клиенту успевают предложить и разъяснить условия страхования, после чего ему остается лишь оплатить и получить полис на месте.
Согласно российскому налоговому законодательству, осуществление кредитными организациями банковских операций, или оказание страховщиками услуг по страхованию не облагаются налогом на добавленную стоимость. При этом продажа страховых полисов через банки не освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость. Плательщиком НДС в этом случае выступает кредитная организация.
Принцип справедливости
Обложение налогом на добавленную стоимость операций по продаже страховых продуктов через банки зависит от юридической формы отношений между банком и страховщиком. Предметом договора должны быть условия, по которым кредитная организация распространяет страховую услугу (например, полис ОСАГО) .
При сотрудничестве банкиров и страховщиков существуют различные формы взаимодействия, зависящие от определенных условий. Нельзя однозначно говорить, что какая-то форма взаимодействия выгодна, а какая-то нет. Один из самых простых и распространенных способов взаимоотношений - аренда. В этом случае банк не участвует в продаже полисов, а только предоставляет помещение, уплачивая налог на добавленную стоимость с суммы полученной арендной платы.
При самостоятельной реализации полисов банк может выступать в качестве страхового агента и брокера. В любом случае, страховщик выплачивает ему комиссионное вознаграждение, с которого кредитная организация обязана уплатить налог на добавленную стоимость. Это штатная ситуация, когда "налоговой несправедливости" не возникает. "Исходя из моего опыта работы, банки платят большие суммы НДС. Он возникает в любом случае, если банк получает комиссионное вознаграждение, поэтому вряд ли обязанность по уплате этого налога является препятствием для развития bancassurance в России" , - полагает партнер аудиторской компании "Пачоли" Владислав Кветинский.
Некоторые банкиры склоняются к мысли, что для них невыгоден вариант заключения агентского соглашения со страховой компанией при массовых продажах полисов. Это связано с тем, что у кредитных организаций НДС к возмещению практически не возникает, а страховая компания перечисляет комиссионное вознаграждение без учета сумм НДС. В итоге банк платит этот налог из собственных средств.
Вопрос целесообразности сотрудничества банкиров со страховщиками, конечно, относится прежде всего к области экономических расчетов. Суммы НДС могут быть большими, поэтому для банка зачастую важно подсчитать, что ему более выгодно: сразу списывать на затраты входящий НДС, тем самым экономя на налоге на прибыль, либо ему выгоднее учитывать НДС отдельно, а затем ставить его в зачет к суммам, которые банк обязан уплатить в бюджет.
Правильная формулировка
Как отмечает начальник управления по связям с общественностью и рекламе банка "Петрокоммерц" Мария Щенникова, одна из самых выгодных форм взаимодействия банка и СК - принадлежность к одной финансовой группе. "Это позволяет работать оперативно и качественно, снижать риски и, кроме того, предоставлять клиентам полный перечень финансовых услуг, создавая совместные продукты, комплексно обслуживая клиентов и развивая маркетинг" , - говорит Щенникова.
По мнению заместителя начальника отдела банковского аудита компании Horwath МКПЦН Михаила Махвытова, доход, получаемый банком, должен формироваться из сумм комиссий, взыскиваемых с клиента. При этом комиссии, чтобы не облагаться НДС, должны иметь характер банковских операций. "Допустим, банк взыскивает комиссию в процентах за суммы, полученные от покупателей полисов ОСАГО, и перечисленные клиенту, то есть имеет доход за прием и перечисление денежных средств, что соответствует положению п. 3 ст. 149 НК РФ "Операции, не подлежащие налогообложению". В соответствии с ним освобождаются от налогообложения на территории Российской Федерации операции по осуществлению расчетов по поручению организаций и физлиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам. Так что если юридически грамотно сделать формулировки в договоре, то НДС не возникнет" , - приводит пример Махвытов.
***
Согласно п. 3 ст. 149 НК РФ к банковским операциям относятся: привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады, размещение и привлечение денежных средств от имени банков и за их счет, открытие и ведение банковских счетов, осуществление расчетов, кассовое обслуживание, купля и продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах, осуществление операций с драгоценными металлами и камнями, выдача банковских гарантий, а также выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы "клиент - банк" , включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего указанную систему персонала.
***
Согласно п. 7 ст. 149 НК РФ операциями по страхованию признаются те, в результате которых СК получает страховые платежи по договорам страхования, проценты, начисленные на депо премии по договорам перестрахования и перечисленные перестрахователем перестраховщику, страховые взносы, полученные уполномоченной страховой организацией, заключившей в установленном порядке сострахования от имени и по поручению страховщиков, средства, полученные страховщиком в порядке суброгации от лица, ответственного за причиненный страхователю ущерб, в размере страхового возмещения, выплаченного страхователю.