Тропой героя
Похоже, что слава нью-йоркского прокурора Элиота Спитцера докатилась до России, и в ней появились деятели, достойные сравнения с этой живой легендой и грозой финансистов Уолл-стрит.
Федеральная антимонопольная служба резко активизировалась с лета 2004 г. Тогда глава ФАС Игорь Артемьев изложил "новую антимонопольную политику". Фактически Артемьев бросил перчатку в лицо олигархическому сообществу России, призвав бороться с олигархами на всех фронтах. Общественность отнеслась к этому с иронией, но после громких заявлений последовали дела, которые уже сейчас можно перечислять долго. Количество пока не перешло в масштабное экономическое качество - практически везде ФАС использовала региональные подразделения и, найдя нарушения в регионах, оглашала их. Это было похоже на ощупывание больного опытным хирургом, нежели на ампутацию "олигархических членов". Со стороны выглядело, как будто ФАС борется с монополиями только в регионах, умышленно обходя центр но были исключения.
С лета 2004 г. фигурантами дел ФАС выступали промышленники, транспортники и связисты, а с осени пилюли начал получать и финансовый сектор в виде попыток "оседлать" рынок ОСАГО (претензии к "Росгосстраху") и создания экспертного совета по защите конкуренции на рынке финансовых услуг. В январе 2005 г. ФАС заинтересовалась работой Русского страхового центра и Военностраховой компании, которые подозревались в нарушениях при проведении страхового тендера.
Желание ФАС ввязаться в отрасль, подведомственную ЦБ, ФСФР и страхнадзору, становится все очевиднее. Наверняка ведомствам не очень нравится, когда ФАС наступает им на пятки, тем более что в начале февраля правительство хоть и со скрипом, но одобрило новый проект закона "О защите конкуренции" , который дает антимонопольщикам широчайшие полномочия.
Наступившей весной можно ожидать от ФАС новой волны активности. Сейчас ведомство Артемьева не слазит с первых полос финансовых изданий из-за отсутствия полноценного мегарегулятора, создание которого всерьез обсуждается в российском правительстве. До этого момента у антимонопольщиков есть все шансы усилить влияние на финансовом рынке России. Артемьев укрепляет и общие позиции, например, ФАС и МЭРТ разрабатывают новые подходы к определению программы приватизации, а с МВД подписано соглашение, дающее возможность проводить совместные проверки. Проблема, что с этим влиянием делать дальше, и вообще, нормально ли, что антимонопольное ведомство хотя и косвенно, но вмешивается в процесс регулирования финансовых рынков? Сейчас на эти вопросы каждый из регуляторов отвечает самостоятельно, но с созданием "единого фронта" их голоса могут громко слиться в единый ответ. Впрочем, схема потенциальных отношений между ФАС и мегарегулятором не так уж плоха, ведь конкуренция предотвращает застой в регулировании финансовой отрасли.
Пока ФАС находится в выгодном положении - она легально указывает остальным регуляторам на недочеты в их работе. Это создает ведомству Артемьева своеобразную харизму и лишний повод сыграть "доброго дядю" на фоне всеобщей неразберихи. Интересно, куда Артемьев вложит свой нарастающий "политический жирок" ? Например, его американский прототип - Элиот Спитцер - тоже получает дивиденды от отсутствия мегарегулятора в США и собирается баллотироваться в 2006 г. на пост губернатора штата Нью-Йорк. Шансы Спитцера не так уж и малы, если учесть его возрастающую известность. Артемьева пока рано называть "русским Элиотом" , но, похоже, у него есть задатки, позитивный настрой и хватка для повторения подвигов американского героя. А значит, российском рынку можно ждать новых громких дел с участием ФАС.