Перейти к основному содержанию

Главная      И СНОВА ОБ АВТОГРАЖДАНКЕ

И СНОВА ОБ АВТОГРАЖДАНКЕ

Разговоров об автогражданской ответственности было немало. Возникали споры, нужна ли она вообще, имеет кто-то от этого выгоду или головную боль... Поговорим об автогражданке и страховых компаниях в ином ключе: почему задерживаются выплаты, "куплены" ли оценщики страховщиками... и о других, не менее интересных для автовладельцев, аспектах.

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ

В прошлом году я попал в дорожную аварию. Машина оказалась разбитой: две двери, крыло и фара. Естественно, страховой полис гражданской ответственности у меня есть. Но вот незадача: чтобы собрать необходимые справки, мне самому пришлось бегать по всем инстанциям, на это ушло много времени... Я работаю в такси, каждый день простоя для меня дорог. Поэтому было два варианта: ждать очереди к оценщику или самому ремонтировать машину. Страховая компания предложила машину после аварии отремонтировать в своих СТО, но при этом я бы не получил страховых выплат. От такого предложения я отказался: у меня есть знакомые автослесари, которым я доверяю.

Побывав в такой ситуации, я пришел к выводу, что оценщики занижают сумму ущерба. С чем это связано, не знаю. Правда, деньги от страховой компании получил быстро - в пятнадцатидневный срок. Но их не хватило, потому что после ремонта машину надо было еще и покрасить.

СТРАХОВЩИКИ

Мы обратились в Норильский филиал страховой компании "Согласие" по двум причинам: во-первых, приведенный нами рассказ, как и следующий, касается выплат именно этой компании, а во-вторых, клиентами "Согласия" являются более 70 процентов всех автовладельцев на территории. С представителем компании и экспертами-оценщиками мы встретились на процедуре осмотра автомобиля после ДТП и постарались выяснить как можно больше подробностей, чтобы и найти ответы на самые важные для автовладельцев вопросы.

Согласно Закону об автостраховании страховщик обязан (после получения всех подтверждающих ДТП документов) осмотреть поврежденное имущество и организовать его независимую экспертизу в течение пяти рабочих дней со дня обращения потерпевшего. Что касается страховых выплат, страховщик рассматривает заявление потерпевшего в течение пятнадцати дней со дня его получения. За это время страховая компания обязана выплатить деньги или направить потерпевшему обоснованный отказ.

В 2003 году, когда, собственно, и заработала автогражданка, страховой компанией "Согласие" каждому пострадавшему в среднем было выплачено около 41 тысячи рублей. В прошлом году эта сумма возросла до 49 тысяч. "Срок выплаты денег, - говорит начальник отдела ОСАГО Норильского филиала страховой компании "Согласие" Иван Кузеванов, - зависит от нескольких составляющих. Во-первых, от экспертов-оценщиков. Если ущерб значительный, требуется время на подготовку всех расценок, на это уходит десять-пятнадцать дней. После этого страховая компания в течение трех-пяти дней выдает деньги. Во-вторых, срок выплаты увеличивается в случае, если сумма ущерба превышает 70 тысяч рублей: наш филиал без согласования с головным офисом не вправе выдавать такие крупные суммы". Напомним, в соответствии с Законом "Об обязательном страховании автогражданской ответственности владельцев транспортных средств" страховая компания возмещает ущерб в размере не более 120 тысяч рублей при причинении вреда имуществу одного потерпевшего и 160 тысяч нескольким потерпевшим. (Мы сделали акцент на этом пункте Закона, так как большинство страховых случаев рассматриваются именно по нему) .

Как мы уже говорили выше, страховая компания обязана организовать независимую экспертизу поврежденного имущества. В нашем регионе действуют несколько экспертных фирм: ООО

"Север-Экспертсервис" , Норильское автоэкспертное бюро, Таймырский центр независимой экспертизы и ООО "Автоэксперт". Норильский филиал "Согласия" сотрудничает с Норильским автоэкспертным бюро, и, как говорит Кузеванов, все назначаемые экспертизы независимы: "Конечно, любая страховая компания заинтересована в том, чтобы экспертиза обходилась ей дешевле. Однако у экспертов другой интерес: для выплаты налогов, аренды помещения и нужны деньги. Поэтому говорить о том, что эксперты заинтересованы в меньшей выплате страховой суммы, не стоит".

Многие вопросы, а вслед за ними и несогласие с действиями страховой компании, у автовладельцев - потерпевших возникают из-за незнания Закона об автогражданке. Кроме того, не все водители читают правила обязательного автострахования, которые непременно выдаются всем клиентам страховых компаний при заключении страхового договора. Пока мы разговаривали с Иваном Ивановичем, на осмотр поставарийного автомобиля приехали достаточно много водителей. На осмотр же нетранспортабельного автомобиля оценщики вместе с представителем страховой компании выезжают на место его стоянки. Пообщавшись с несколькими водителями (если быть точной - с семерыми) , я поинтересовалась у них, читали ли они Закон и Правила автострахования. Оказалось, что первый не читали все, а со вторым знакома лишь половина опрошенных.

Вернемся к нашему рассказу. Водитель говорит, что страховщики предложили ему ремонт машины без выплаты страховой суммы. Оказывается, согласно статье 65 Правил "страховщик вправе по согласованию с потерпевшим в счет страховой выплаты организовать и оплатить ремонт поврежденного имущества". Кто-то из автовладельцев отказывается, полагая, что таким образом он многое теряет. Не обижая всех водителей и при этом не принимая сторону страховых компаний, а размышляя лишь с точки зрения того же Закона и Правил, скажу, что водители в такой ситуации избавляются от головной боли: где купить детали и где нормально отремонтировать машину. В Норильске некоторые СТО не выдают никаких, подтверждающих ремонт, документов. Сейчас, когда пострадавшие в результате ДТП автовладельцы стали получать реальное возмещение ущерба, страховые компании и экспертно-оценочные фирмы ориентируют их на документальное подтверждение ремонта, чтобы в случае непредвиденных обстоятельств можно было обратиться в суд с иском к недобросовестной СТО.

"Предлагаемые нами станции техобслуживания, - рассказывает представитель Норильского филиала страховой компании "Согласие" Иван Кузеванов, - выполняют, заметьте, качественный ремонт машины в кратчайший срок - в течение недели. Любая из них заинтересована в том, чтобы отлично выполнить свою работу".

***

Правила обязательного автострахования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Ст. 63. Размер страховой выплаты в случае причинения вреда имуществу потерпевшего определяется:

б) в случае повреждения имущества потерпевшего в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая (восстановительных расходов) .

При определении размера восстановительных расходов учитывается износ частей, узлов, агрегатов и деталей, используемых при восстановительных работах.

Ст. 65. Страховщик в праве по согласованию с потерпевшим в счет страховой выплаты организовать и оплатить ремонт поврежденного имущества.

Окончание следует.