Перейти к основному содержанию

Главная      "Зеленеющий" кодекс

"Зеленеющий" кодекс

Россия латает автогражданку

Президент России в канун 2005 года подписал очередные поправки во вторую часть Налогового кодекса (закон 204-ФЗ) . Согласно этим изменениям, отчисления страховщиков ОСАГО в резерв гарантий и в резерв текущих компенсационных выплат, а также суммы отчислений в фонды, формируемые в соответствии с требованиями международных систем этого вида страхования, теперь могут включаться в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Тем самым устраняется несоответствие в налоговом законодательстве и готовится почва для будущего присоединения России к "Зеленой карте".

При осуществлении ОСАГО страховщики обязаны производить отчисления в резерв гарантий и резерв текущих компенсационных выплат.

Резерв гарантий необходим для финансового обеспечения компенсационных выплат потерпевшим в случае банкротства страховщика. Средства из резерва текущих компенсационных выплат предназначены к использованию в том случае, если не известен виновник ДТП.

Некоторые страховые организации расценивают факт изменений налогового законодательства как показательный пример лоббистских возможностей Российского союза автостраховщиков (РСА) , которые значительно выше, чем у ВСС.

Устранение абсурдности

Страховщики считают абсурдом невключение в состав расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль, обязательных отчислений в резервы гарантий и текущих компенсационных выплат.

"Создание этих фондов направлено на повышение устойчивости всего закона об ОСАГО. Несправедливо, чтобы компании, являясь гарантами исполнения закона, дополнительно уплачивали за это деньги" , - говорит начальник отдела автострахования компании "Ренессанс Страхование" Игорь Терехов.

Помимо этого, внесение изменений во вторую часть Налогового кодекса в отношении резервов гарантий и текущих компенсационных выплат устраняет одно из многочисленных противоречий отечественного налогового законодательства - в соответствии со статьей 294 НК РФ, отчисления в резерв гарантий и резерв компенсационных выплат не могли учитываться в составе расходов страховой организации, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. В то же время, по мнению некоторых налоговиков, эти отчисления могли быть отнесены к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Исходя из текста статьи 264 НК РФ, к подобным расходам относятся взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, если их уплата является условием для осуществления деятельности.

Поэтому средства из резерва гарантий и резерва текущих компенсационных выплат, перечисляемые в обязательном порядке, согласно закону об ОСАГО, в профессиональное объединение, а именно РСА, страховщики вправе отнести в состав расходов, уменьшающих базу для расчета налога на прибыль. "У Росгосстраха есть разъяснения МНС РФ от 14 октября 2003 года по вопросу включения сумм, перечисленных в РСА из резерва гарантий и резерва текущих компенсационных выплат, в состав расходов, для целей исчисления налога на прибыль. Разъяснения нам были даны в ответ на письменный запрос в адрес МНС. Поскольку отчисления в резервы производятся в одном отчетном периоде, а перечисление денежных средств в следующем, возникало различие между бухгалтерским и налоговым учетами. С принятием закона 204-ФЗ все встало на свои места" , - поясняет заместитель руководителя департамента бухгалтерского учета и отчетности компании "Росгосстрах" Лидия Шурыгина.

"Зеленая карта"

Еще одно важное изменение в Налоговый кодекс связано с ожидаемым присоединением России к международной системе страхования ответственности владельцев транспортных средств "Зеленая карта". Хотя, по мнению опрошенных "Русским полисом" страховщиков, занимающихся ОСАГО, в текущем году Россия уже опоздала с присоединением к этой системе, и в лучшем случае ей это удастся сделать только в следующем. Внося изменения в налоговое законодательство, нормотворцы заранее вывели из-под налогообложения будущие обязательные отчисления страховщиков в фонды (резервы) , предусмотренные системой "Зеленая карта".

Отечественные страхователи заинтересованы в скорейшем присоединении Российской Федерации к данной системе. "С моей точки зрения, в первую очередь это нужно страхователям, которые, выезжая за границу, вынуждены покупать иностранные "зеленые карты". И в случае наступления страхового события им приходится иметь дело с иностранными страховщиками, иностранными бюро "Зеленая карта". Другими словами, у них нет организационной или правовой поддержки со стороны России" , - говорит заместитель директора российского бюро "Зеленая карта" Сергей Разуван.

С другой стороны, страховщики тоже заинтересованы в присоединении к этой системе. "Хотя поступления от "зеленой карты" ожидаются небольшие, в настоящий момент эти средства все же уходят из России. Пока я не готов в цифровом выражении говорить о рентабельности таких операций, но с учетом того, что зарубежный опыт свидетельствует об убыточности, близкой к 100 %, положительным фактором для отечественных СК скорее будет не экономический эффект, а расширение спектра услуг для клиентов и приобретение опыта урегулирования убытков по европейским стандартам" , - поясняет Разуван.

Одним из обязательных условий присоединения России к "зеленой карте" является необходимость создания фонда размером 11 млн. евро. Пока не определен механизм его создания и источник пополнения. "У нашей компании желание участвовать в "зеленой карте" есть. Правда, мы еще не определились со сроками вступления в систему... Но мне кажется, что этот проект должен получить поддержку и гарантии со стороны государства. В настоящий момент данный вопрос находится на стадии обсуждения" , - считает Терехов. По сведениям из компетентных источников "Русского полиса" , государство в лице Минфина на сегодняшний день отказывается принять участие в процессе создания гарантийного фонда.

***

"Зеленая карта" -название системы международных договоров и страхового полиса об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Первоначально была введена в начале 50-х годов в странах ЕЭС. Название получила по цвету первого страхового полиса. Этот документ подтверждает наличие у владельца транспортного средства страхового покрытия, которое действует на территории любого государства, присоединившегося к системе. Для присоединения к "зеленой карте" необходимы действующий в стране закон об ОСАГО, а также финансовые гарантии. Гарантировать свое участие можно, например, путем размещения депозита в банке одной из стран Евросоюза. Размер депозита высчитывается исходя из численности отечественного автопарка (сумма гарантии пропорциональна числу автомобилей) .