Подробности
Честность лишней не бывает
Страховые компании будут платить штрафы за обман клиентов
На рассмотрение Госдумы внесен законопроект, устанавливающий ответственность для страховых компаний и их должностных лиц за нарушения правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Депутаты предлагают привлекать страховщиков к административной ответственности за необоснованный отказ в страховых выплатах, нарушение сроков выплат, искусственное занижение размера подлежащего возмещению ущерба.
Законопроект предусматривает штраф для компаний в размере от 400 до 500 МРОТ, а для их должностных лиц - от 40 до 50 МРОТ. "Сталкиваясь со злоупотреблениями страховщиков, граждане имеют лишь один реальный способ защиты - обращение в суд, что обрекает их на достаточно длительную и хлопотную процедуру с минимальными рисками для ответчика" , - говорится в пояснительной записке, прилагаемой к законопроекту.
Авторы законопроекта указывают на фактическую безнаказанность страховых организаций в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения условий договора ОСАГО. По их словам, автомобилисты повсеместно сталкиваются со злоупотреблениями страховщиков, однако действующее законодательство ставит их в неравное положение со страховыми компаниями. Если владелец автомобиля не выполняет требований закона об ОСАГО, то он подлежит административному наказанию в виде штрафа за отсутствие страховки.
В то же время страховые компании не попали в список организаций, для которых предусмотрена ответственность за нарушения прав потребителей. Формально гражданин может обратиться с жалобой в специализированный контролирующий орган - Федеральную службу страхового надзора (ФССН). Однако, по мнению депутатов, никаких реальных полномочий по влиянию на поведение страховщика и привлечению его к юридической ответственности у этой службы нет. Она может поставить вопрос об отзыве лицензии в строго определенных случаях. В их числе -- несоответствие размера уставного капитала требованиям закона, грубое нарушение правил страхования и т. д. Но ФССН не обязана разбираться в каждом отдельном случае, тем более она не обладает достаточными полномочиями для проведения, например, экспертизы оценки ущерба и соответствия выплаченной страховщиками суммы реальным затратам на ремонт.
Один из экспертов, которых страховые компании привлекают для "независимой" оценки, на условиях анонимности рассказал , что ни о какой независимости речь идти не может: оценщики вынуждены идти на поводу у страховщиков, так как именно они предоставляют заказы и зачастую отказываются работать с "излишне честными экспертами". Среди наиболее распространенных схем минимизации расходов на покрытие ущерба источник назвал использование неадаптированных для России программ расчета стоимости ремонта: они не учитывают стоимость таможенной очистки запчастей. Из-за этого стоимость ремонта оказывается на 10-20 % ниже реальной.
В другой ситуации, когда, напротив, автомобилист должен выплатить возмещение страховщику, например, в рамках регрессного иска, стоимость ремонта иногда оказывается просто заоблачной: источник рассказал недавний случай, когда ремонт автомобиля Mazda, в который врезался незастрахованный автомобиль, обошелся владельцу последнего дороже, чем рыночная стоимость этой иномарки. Но доказать что-либо в этой ситуации практически невозможно: большинство страховщиков пользуется услугами строго определенных, "фирменных" автосервисов, цены на работы в которых иногда в разы превышают среднерыночные.