Перейти к основному содержанию

Главная      Страховщики и пенсионщики дерутся за рынок

Страховщики и пенсионщики дерутся за рынок

Конкуренция между негосударственными пенсионными фондами и компаниями, занимающимися страхованием жизни, постоянно растет

Рынок долгосрочного страхования жизни в стране растет слишком медленно - таков был основной лейтмотив проходившей вчера конференции, приуроченной к 170-летию данного вида страхования в России. Объем этого рынка остается очень небольшим - около 100 млн. долл. в год, и это еще с учетом "серых" зарплатных схем, которые, несмотря на старания налоговиков, все еще применяют работодатели. Между тем для страховых компаний этот рынок - один из самых привлекательных. Все западные страховые "монстры" выросли не на рисковом страховании, а на долгосрочном. Дело в том, что во втором случае у страховой компании есть возможность сформировать очень внушительные резервы на длительное время, а значит, и инвестировать их на более выгодных условиях. Поэтому и крупные западные страховщики признаются, что давно уже "заглядываются" на российский рынок, да вот только пока система налогообложения сдерживает, а у россиян практически нет никакой страховой культуры, да и в целом не доверяют они финансовым институтам. Однако помимо лежащих на поверхности факторов есть и другой, о котором вчера лишь вскользь упоминали участники конференции. На одном поле со страховщиками теперь играют негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Страховые компании сетуют на то, что государство потакает НПФам - приняло в конце прошлого года поправки в Налоговый кодекс (НК), позволяющие этим фондам не платить налог на прибыль при приеме вклада. Представители НПФ, напротив, обвиняют страховщиков в том, что это именно они пролоббировали и другие поправки в НК, которые сильно усложняют им жизни.

Долгосрочное страхование жизни остается одним из самых неразвитых видов страхования в России. По словам председателя совета директоров страховой группы "КапиталЪ" Юрия Цховребова, лишь 0, 004% всех денежных доходов граждан идет на страхование жизни, а это не более 50 руб. в год на человека. А доля премий по договорам классического страхования жизни составляет сейчас в России меньше 1% от общего объема. В западных странах ситуация выглядит совсем по-другому. Например, в странах ЕС доля страхования жизни в общем объеме этого рынка достигает 45-60%, а в Японии и Великобритании - все 80%. Страной же с самым развитым рынком страхования жизни, по словам председателя правления Гильдии актуариев Игоря Котлобовского, является ЮАР. Причина проста - в этой стране совершенно отсутствует социальное страхование. В этом отношении проводимые сейчас нашим государством социальные реформы вполне на руку страховщикам - чиновники прочно держат курс на то, чтобы переложить большую часть ответственности за жизнь и здоровье на самих граждан. И страховщики с гордостью признают, что у россиян наконец-то начинает формироваться ощущение того, что необходимо самим о себе заботиться, а это значит, что скоро рынок долгосрочного страхования жизни начнет расти.

Правда, пока все не так радужно. Несмотря на смелые оценки, звучавшие вчера на конференции, что к 2010 г. объем этого рынка приблизится к 1 млрд. долл., судя по последним исследованиям, проведенным "Росгосстрахом" в крупнейших городах России, в настоящее время полисами накопительного страхования обладает только 5% населения, а среди тех, кто не имеет полиса по долгосрочному страхованию жизни, только 2% намерены приобрести его в ближайший год. "Все дело в том, что россияне вообще не доверяют финансовым институтам, - говорит г-н Котлобовский. - Более того, многие их них, особенно в регионах, вообще не знают о существовании такого вида страхования". Помимо отсутствия страховой культуры у россиян сдерживает рост рынка и фактически двойное налогообложение страховых компаний. Деньги к ним поступают уже после уплаты юридическим или физическим лицом подоходного налога, а затем страховщик платит налог еще и при осуществлении выплаты.

Но, по правде сказать, все вышеперечисленные сложности вполне характерны для такого развивающегося рынка, как российский. И долгое время страховщики молча ждали, пока доходы населения подрастут и ситуация в стране стабилизируется. Похоже, что говорить их заставил совсем другой фактор, о котором лишь вскользь вчера было упомянуто на конференции. Как сказала генеральный директор страховой компании "СОГАЗ-Жизнь" Надежда Смирнова, сейчас НПФы находятся в куда более благоприятном положении, чем страховые компании, государство помогает им гораздо охотнее. Понятно, что речь идет о принятых в конце прошлого года поправках в НК (за которые очень долго бились "пенсионщики"), позволяющие им не платить налог на прибыль при приеме вклада. Пришедшая же вчера на конференцию представитель Минфина на все обращения к ней страховщиков с просьбой смягчить и им режим налогообложения сказала, что у Министерства есть такие планы, но в среднесрочной перспективе. Существует и еще один фактор, заставляющий страховщиков все больше волноваться за судьбу рынка долгосрочного страхования, - если в начале вышедшие на этот рынок НПФы работали в основном с корпоративными клиентами, то в этом году многие из них взяли курс на "обработку" физических лиц. "Если в начале прошлого года у нас было всего 1000 договоров с физлицами, то в этом - уже 20 000, а к концу года мы планируем довести эту цифру до 200 000", - говорит RBC daily вице-президент Негосударственного пенсионного фонда электроэнергетики Андрей Железнов.

Опасность для страховых компаний состоит в том, что, нарабатывая сейчас клиентскую базу по накопительному пенсионному обеспечению, НПФы затем легко могут продать клиентам и добровольное пенсионное страхование - продукт, напрямую конкурирующий с тем, что предлагают страховщики. Поэтому на высказывание г-жи Смирновой о том, что, мол, страховщикам и пенсионщиками надо работать вместе, создавать более привлекательный продукт, НПФы реагируют настороженно. "Это означает передать им нашу клиентскую базу - самое ценное, что мы нарабатываем, - говорит Андрей Железнов. - Если страховая компания недружественная, она потом может легко переманить наших клиентов. Хотя предлагать более привлекательный продукт мы бы хотели. Сейчас вот подумываем о том, чтобы купить небольшую страховую компанию, чтобы клиент мог, заключая договор на добровольное пенсионное страхование, получить, к примеру, полис ОСАГО со скидкой". Правда, и для НПФов все далеко не так прекрасно, как пытаются представить страховщики. Вместе с поправками, касающимися налога на прибыль, был принят и еще целый ряд других изменений в НК, серьезно осложнивших жизнь пенсионщиков. "Теперь мы обязаны платить подоходный налог "на выходе", - говорит г-н Железнов. - Кроме того, серьезно осложнилась работа с солидарными счетами, теперь работодатели могут относить отчисления на добровольное пенсионное страхование своих работников лишь в том случае, если у каждого имеется именной счет. Придется работать в течение года по солидарным счетам, а потом "разводить" их в именные". Причем в среде "пенсионщиков" ходят упорные слухи, что вышеназванные поправки "продавили" именно страховые компании. Похоже, что в ближайшее время, особенно в случае успешной работы с физлицами НПФов в этом году, страсти будут только накаляться.

Отдел экономики