Перейти к основному содержанию

Главная      КАК НЕ "ЗАЛЕТЕТЬ" с "Автогражданкой"

КАК НЕ "ЗАЛЕТЕТЬ" с "Автогражданкой"

В редакцию "Комсомолки" часто обращаются читатели с вопросами об ОСАГО. Эти вопросы мы переадресовали в Российский союз автостраховщиков

- Можно ли рассчитаться с пострадавшим "на месте"? Сергей, водитель такси, Барнаул.

Отвечает Владимир Козлов, начальник управления методологии PCA:

- В памятках страхователю страховые компании иногда пишут, что признание им вины означает увеличение стоимости полиса на ближайшие годы. Поэтому, если ущерб невелик, страхователь смотрит сам, выгодно ли ему обращаться в страховую компанию или рассчитаться на месте, чтобы через год к нему не применялись повышающие коэффициенты (по нашим подсчетам, обращение за возмещением, не превышающим цену полиса первого года, нецелесообразно. -Прим. ред.). И у страховой компании никаких претензий к страхователям в этом случае быть не должно. Зато позднее они могут появиться у страхователей...

- Что станет с клиентами разорившихся компаний? Марина Николаевна, менеджер, Новоалтайск.

Отвечает Евгений Коротких, представитель сообщества по защите прав страхователей России:

- Мировой опыт показывает, что более половины страховых компаний, начинающих свою деятельность в ОСАГО, покидают этот рынок. Вряд ли в России ситуация будет иной. Все обязательства перед клиентами таких компаний возьмет на себя Российский союз автостраховщиков (РСА).

- Правда ли, что скоро будут продаваться специальные полисы для езды в выходные? Ведь я на машине езжу только по выходным в свой сад. Иван Ильич, работающий пенсионер, Барнаул.

Отвечает Борис Циклис, заместитель председателя Правления РСА:

- Этот вопрос очень сложен сам по себе. Полис выходного дня подразумевает использование транспортного средства с 17.00 в пятницу до 9.00 в понедельник. Кто и как может физически проконтролировать, когда произошло ДТП? Страховые компании выступают против полисов выходного дня, поскольку это повлечет за собой шквал мошенничества. Что касается льгот тарифы устанавливает правительство. И оно же должно было ввести льготы и обеспечить их финансирование. А страховщики обязаны выполнять закон. Закон об ОСАГО имеет федеральное значение, поэтому за его выполнением жестко следит Федеральная служба страхового надзора. Даже если бы страховщики за свой счет решили установить льготы, они могли лишиться лицензии. Компания может потерять лицензию как за необоснованные невыплаты страхового возмещения, так и за необоснованные выплаты.

- По существующей статистике ОСАГО, компании получили денег в десять раз больше, чем выплатили. Не пора ли пересмотреть тарифы? Коваленко, Рубцовск.

Отвечает Владимир Голубков, руководитель представительства РСА в Сибирском федеральном округе:

- Статистика на 1 мая такова: на учете в ГИБДД стоят около 36 млн. автомобилей, из которых на технический осмотр представляются 27, 5 млн. Страховщиками заключено 22, 2 млн. договоров на сумму 39, 2 млрд. рублей. По договорам было заявлено около 350 тыс. претензий, из которых уже урегулировано более 270 тыс. Страховые выплаты составили около 5, 5 млрд. рублей. При этом все "сверхприбыли" страховщиков помещаются в резервный фонд. Как известно из европейского опыта, пик убыточности приходится на второй-третий год работы закона. Кроме того, в Европе около 15% страховых случаев приходится на случаи страхового мошенничества, которые страховщики вынуждены покрывать за счет стоимости полиса. А еще есть инфляция и рост аварийности. Наша точка зрения - до конца года тарифы не менять.

- Какие ошибки допускают водители, в результате которых осложняется принятие решения о выплате возмещения? Людмила Антропова, домохозяйка, Барнаул.

Отвечает Александр Федяев, руководитель региональной инспекции Росстрахнадзора:

- Во-первых, не заполняется извещение о ДТП на месте происшествия. Во-вторых, не вызываются сотрудники ГИБДД на место ДТП. В-третьих, не предоставляется транспортное средство для независимой экспертизы до ремонта. Но закон стоит на стороне страхователя. Например, в последнем случае, если потерпевший отремонтировал автомобиль до экспертизы, то страховщик может отказать в определенной части, но в неоспариваемой части, которая видна из данных ГИБДД, он обязан произвести выплату.

- В милицейских сводках все чаще встречаются фразы: "Водитель с места происшествия скрылся". Потерпевший в этом случае останется ни с чем? Алина МОХОВА, Барнаул.

Отвечает Андрей Щавелев, начальник, управления РСА по связям с общественностью:

- С 1 июля страховщики начинают осуществлять компенсационные выплаты. Не следует путать их со страховым возмещением. Если пострадавший получил вред здоровью или жизни, а виновник аварии скрылся с места ДТП или не был застрахован, компенсация осуществляется из средств РСА. Для получения компенсационной выплаты лицо, здоровью которого был в ДТП причинен вред, пролечившись, должно подготовить заявление. По возможности, предоставить документы, которые составляют сотрудники ГИБДД (а они обязаны их составлять). После оформления всех документов необходимо обратиться в одну из страховых компаний, которая состоит в РСА. Компания в соответствии с утвержденными и согласованными с Министерством финансов правилами обязательного страхования скажет, какие документы еще необходимы, сформирует уплатное дело и направит его в РСА, который в течение 15 дней принимает решение об обоснованности требований и осуществляет перевод денежных средств в размере до 240 тыс. рублей. Также предусмотрено возмещение вреда в случае гибели кормильца тем иждивенцам, которые находились на его попечении (дети, инвалиды, престарелые родители и т. д.) Информацию о компаниях, в которые следует обращаться потерпевшему, он может получить у сотрудников ГИБДД. Кроме того, любую информацию можно получить в консультационном центре РСА по бесплатному круглосуточному телефону: 8-800-200-2202. Сайт РСА www.autoins.ru