Хорош "бонус", да "малус"
Ровно год исполнился с момента вступления в силу закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). При продлении договоров "автогражданки" страховщики по отношению к ответственным водителям теперь будут применять скидки и надбавки по системе "бонус-малус". А вот для совершивших ДТП автолюбителей сумма страховки возрастет в 1,5 - 2,5 раза.
Сначала о неприятном.
Если по окончании срока действия полиса "автогражданки" страховая компания не получила от клиента уведомления о нежелании пролонгации договора, то она по закону об ОСАГО обязана автоматически продлить соглашение на год и ждать оплаты от клиента в течение месяца. Если в течение неоплаченного месяца забывчивый водитель станет виновником ДТП, страховая компания будет обязана выплатить компенсацию. Однако для сотрудников Госавтоинспекции "дополнительный" месяц страховки - пустой звук: договор уже в этот период будет считаться просроченным, водителя оштрафуют на сумму от 300 до 600 рублей, а машину могут отправить на штрафстоянку.
Теперь о хорошем. Система "бонус-малус" при перезаключении договоров ОСАГО предусматривает применение страховыми компаниями понижающих и повышающих коэффициентов. Тем, кто аккуратно проездил год и не стал виновником ни одной аварии, страховщики обязаны предоставить 5-процентную скидку. За каждый последующий безаварийный год стоимость годового полиса "автогражданки" должна "худеть" еще на 5 процентов. Через 10 лет езды без происшествий клиент может получить максимальную скидку в 50 процентов. Совершившие же аварию водители пострадают материально: за одно ДТП в течение года положен "штраф" в виде повышающего коэффициента 1,55; при двух и более стоимость страховки увеличивается в 2,45 раза.К номинальной стоимость полиса "автогражданки" вернется только через два года безаварийной езды.
Статистика. По данным Российского союза автостраховщиков, за девять месяцев после введения в действие закона об ОСАГО застраховались 20 млн. автовладельцев. В течение этого срока они заявили о 274 тысячах страховых случаев. То есть страховыми выплатами по "автогражданке" воспользовались примерно 1,4 процента от общего числа застрахованных водителей. По прогнозам ведущих страховых компаний, к истечению срока заключенных за первый год договоров по ОСАГО доля "аварийных" клиентов может увеличиться до 10 процентов. То есть перспектива заплатить за страховку минимум в полтора раза больше светит примерно 2 млн. автовладельцев.
Лазейки в законодательстве. Пока у совершивших аварию клиентов есть возможность избежать применения повышающего коэффициента при продлении полиса
"автогражданки". "Неудобные" факты страховой истории можно скрыть из-за отсутствия единой базы данных о застрахованных машинах. Страховых фирм - превеликое множество. Придя в любую из них, клиент, за спиной у которого хоть сто аварий, может заявить, что страхуется впервые, и никто не уличит его во лжи. Страховые компании уже пытаются выйти из положения, прося у автовладельцев подписку о том, что предоставленные сведения являются правдой. Если "лженовичка" все же уличат в искажении страховой истории, то сумма страховки для него повышается на 55 процентов.
Существуют и другие способы избежать штрафных санкций. Стоит только "аварийному" водителю сменить автомобиль или перерегистрировать его на другого члена семьи, как страховая история "комбинатора" автоматически обновляется. К тому же страховщики пока не знают, как применять систему "бонус-малус" при передаче машины по генеральной доверенности. В этом случае при продлении полиса "автогражданки", несмотря на дорожные "проделки" предыдущего хозяина, авто остается чистеньким. "Газета" вообще считает, что страховщикам скоро понадобится детектор лжи.
***
Бонус (лат. добрый, хороший) - дополнительная скидка, предоставляемая продавцом в соответствии с условиями сделки. Малус (лат. плохой, дурной, злой) - своего рода штрафные санкции, увеличение платы клиента в соответствии с условиями сделки.