ОНИ НЕ ЗНАЮТ, ЗАЧЕМ СТРАХУЮТСЯ
Большинство российских потребителей не понимает, что такое страхование
ОСАГО сформировало потенциал роста для других видов страхования
Результаты опроса Всероссийского фонда изучения общественного мнения показали, что введение автогражданки сформировало потенциал роста в первую очередь для каско и страхования имущества. Однако реализация этого потенциала под вопросом. Одна из причин - у большинства потребителей до сих пор нет четкого понимания того, что такое страхование.
Задумываются, но не готовы
Владельцы полисов ОСАГО в ближайшее время планируют расширять свою страховую защиту за счет приобретения полисов по различным видам страхования. Об этом свидетельствуют результаты опроса ВЦИОМ, которые были озвучены на конференции "Особенности стимулирования сбыта страховых услуг". Исследование показало, что полисы ОСАГО есть у 20, 2 % репрезентативной выборки по стране. При этом среди держателей автогражданки полис ДМС есть у 14, 6 %, полисы страхования имущества - у 16 %. Среди тех, кто не пользуется страховыми услугами, эти цифры существенно ниже - 11 % и 7, 8 % соответственно.
Как отмечает Дмитрий Журавков, начальник управления маркетинга и стратегического планирования компании "Ренессанс Страхование" , "опрос ВЦИОМа показал, что введение ОСАГО сформировало потенциал роста в первую очередь для каско и страхования имущества. Но я не склонен доверять представленным в нем сведениям о том, что держатели полисов по автогражданке уже сейчас готовы страховать другие виды имущества - они, скорее всего, только стали задумываться над необходимостью страхования". Эксперты также напоминают, что, кроме введения ОСАГО, на рынок повлияли бум на рынке автокредитования и развитие ипотеки (многие вынуждены были застраховать свое имущество при получении кредита).
Личный опыт - главное
Впрочем, влияние ОСАГО не только в том, как много страховых продуктов удалось всучить страховщикам своим клиентам "в нагрузку". Благодаря полученному гражданами опыту меняется сам подход к страхованию. Так, по данным опроса, наибольшее влияние на решение россиян приобрести страховой полис, как и на выбор страховой компании, оказывает в первую очередь личный опыт (советы и рекомендации знакомых, собственные знания, столкновение с проблемами, которые могли бы при наличии страховки быть квалифицированы как страховой случай - каждый пункт набрал не меньше 12 %). Чуть реже страховка приобретается под воздействием агента - 11 % опрошенных, а влияние рекламы и PR важно лишь для 5, 3 %. "Преобладающая роль личного опыта свидетельствует о зарождающемся рынке. На западе агент более доминантен, он возбуждает интерес к рынку „найс ту хев"" , - говорит Олег Ульянский, вице-президент по маркетингу НАСТА.
Впрочем, говорить о личном опыте, только как о положительном факторе, нельзя. Данные ВЦИОМа коснулись также вопросов уровня обслуживания клиентов в части урегулирования убытков. Выяснилось, что только 15, 2 % владельцев полисов получили от страховой компании выплату в полном объеме при наступлении страхового случая, 14, 6 % опрошенных страховщики вообще отказали в выплате, 13 % выплатили ее не в полном объеме. Удручающая картина. Страховщики против такой статистики возражают. По мнению Дмитрия Журавкова, столь высокий показатель по отказам в выплатах - скорее результат не совсем корректно сформулированного вопроса. "Опыт крупных страховых компаний показывает, что она не может соответствовать реальности" , - говорит он.
Действие "на автомате"
Несмотря на в целом благоприятные выводы по рынку, обращает на себя внимание и тот факт, что у большинства потребителей нет четкого понимания, что такое страхование. Так, большинство участников опроса (37, 7 %) не смогли назвать компанию, продавшую им полис (23 % назвали "Росгосстрах" , 94 % - РОСНО, 3, 6 - "Ингосстрах" , 26, 3 - прочее). Кроме того, также большинство (35, 3 %) затруднились ответить на вопрос о причине, по которой они не пользуются никакими страховыми услугами. "Опыт большинства ограничивается наличием ОСАГО, корпоративной страховки или полиса при выезде за рубеж, которым так и не воспользовались, раз не могут назвать свою страховую компанию" , - говорит Журавков. С ним согласен генеральный директор "Коместра-Центр" Евгений Майборода. "Многие люди не задумываются о страховании и действуют „на автомате" , исполняя требование закона" , - добавляет он.