СК "СОГЛАСИЕ": ВЫПЛАТЫ ПО-ЕВРОПЕЙСКИ
В минувшем году Калининградский филиал Страховой компании "Согласие" выплатил только по полисам "Автогражданки" более 2 млн рублей, не считая возмещений по добровольным видам страхования. С какими проблемами столкнулись страховщики, реализуя закон об ОСА-ГО? Почему ни их, ни владельцев машин не устраивает ряд его положений? На эти вопросы отвечает заместитель директора филиала Денис МАКАРХИН.
-Наибольшие нарекания страхователей, особенно тех, кто пострадал по вине других участников дорожного движения, вызывает не столько сам закон, сколько слишком уж длительная процедура его выполнения. Напомню ее: в случае ДТП его участники должны позвонить в ГИБДД для фиксации данного происшествия и в свою страховую компанию. Вот с этого момента и начинается затяжной процесс - прибытия автоинспектора, который может по закону устанавливать, кто прав, а кто виноват в случившемся, люди вынуждены ждать порой до пяти часов. Затем около недели уходит на оформление в ГИБДД документов, без которых страховщик не имеет права ничего предпринимать для возмещения нанесенного ущерба. Наконец пострадавший приносит нам справку об участии в ДТП, копии постановления по делу и протокола об административном правонарушении, если таковое установлено, на основании чего мы обязаны направить машину на экспертизу для оценки ущерба, которая тоже занимает от трех до пяти дней, в зависимости от загруженности экспертов. Но только после получения акта экспертизы страховщик может оформлять выплату, на что тратится около трех дней.
-То есть на все про все уходит до двух недель? Не многовато ли?
-Конечно, многовато, хотя бывает и быстрее - это зависит от серьезности аварии. В простых случаях, когда нет оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, первичные документы ГИБДД выдает быстрее. Но, к сожалению, у нас если машины бьются, то зачастую по-серьезному.
-Так кто же виноват в таких задержках? На западе, как известно, подобная процедура намного проще.
-Там действует так называемый Европейский протокол, который дает описание стандартных схем ДТП, что значительно упрощает и ускоряет процедуру оформления документов. Кроме того, там существует институт аварийных комиссаров, занимающихся урегулированием убытков. В России пока такого нет. В настоящее время данный вопрос прорабатывается. Можно, конечно, винить в задержке предоставления документов ГИБДД и экспертизу, но у меня лично на это рука не поднимается -они буквально завалены работой из-за того, что вынуждены заниматься и "мелочевкой". Если уж искать виноватых, то это сами участники дорожного движения, которых даже введение ОСАГО не дисциплинирует, от чего у нас не снижается, а растет количество ДТП.
-Но закон предусматривает значительное увеличение стоимости страхового полиса при продлении договора для нарушителей правил дорожного движения...
-Предусматривать-то он предусматривает, да только наш человек, увы, законопослушанием не отличается. Сегодня он берет полис в одной страховой компании, а по истечении его срока - в другой, потом - в третьей, и многим это сходит с рук, потому что у нас, в отличие от западной практики, пока нет единой информационной базы, фиксирующей все ДТП. У зарубежных страховых компаний существуют "черные списки" нарушителей, и подобные номера не проходят - ловкачам грозят очень крупные штрафы. Нам уличать недобросовестных страхователей сложновато. Необходимо создание подобной информационной базы и в России, ну а пока мы делаем все от нас зависящее, чтобы максимально сократить сроки возмещения ущерба. В СК "Согласие" весь процесс урегулирования убытков четко регламентирован и если будет отлажена технология взаимодействия страховщиков и ГИБДД, что, кстати, предусмотрено законом об ОСАГО, промежуток времени от происшествия до возмещения ущерба значительно сократится.
-И когда же такое произойдет?
-Надеюсь, очень скоро. 24 февраля с.п Российский союз автостраховщиков проводит в Калининграде международный семинар, где будет представлен совместный проект РСА-ГИБДД, реализация которого позволит решить эту проблему. Наш регион решено сделать пилотным в его отработке, что должно стать первым шагом для вхождения в общеевропейскую систему "зеленой карты" и что в конечном счете должно привести к созданию единого страхового пространства.
Беседовал Валерий ГРИГОРЬЕВ