Проблемы автострахования. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке
"Автогражданка", "страховой полис" - можно с уверенностью сказать, что они сегодня на слуху у каждого водителя. Вступивший в силу с 1.01.2005 г. Закон Украины "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности" не случайно будоражит умы почти 8,5 миллиона украинских водителей.
Сегодня в гостях у "Флага Родины" директор Севастопольской дирекции национальной акционерной страховой компании "Оранта" Анатолий Владимирович Магаляс.
- Анатолий Владимирович, новый закон об обязательном автостраховании имеет главной целью создание механизма защиты граждан?
- Так оно и есть. Хотя новым его можно назвать чисто условно. Обязательность автострахования в Украине существует уже восьмой год и была закреплена Законом "О страховании" от 17.03.1996 г. Кабинет министров еще 28.09.1996 г. своим постановлением N 1175 утвердил его порядок. В соответствии с ним СГПО (страхование гражданско-правовой ответственности) начало действовать с 1.01.1997 г., но по-настоящему обязательным оно так и не стало.
- Были веские причины?
- Дело в том, что в редакции Правил дорожного движения от 1.01.2002 г. было сказано, что водитель должен иметь при себе данный договор только в том случае, если он его заключил. Ситуация была парадоксальной. ГАИ имела право проверить полис только у тех лиц, которые его купили. Опять же Кодекс об административных правонарушениях не предусматривал наказания за отсутствие у водителей полиса СГПО.
- Тем самым не соблюдался один из основных принципов страхования - его обязательность?
- Совершенно верно. А вот в законе N 1961 -IV от 1.07,2004 г. "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств" законодатель попытался устранить многие проблемы, в том числе и эту. Были внесены изменения в Законы Украины "О милиции", "О дорожном движении", "О страховании", в Кодекс Украины об административных правонарушениях. С 1.04.2005 г. за отсутствие полиса водители будут подвергаться административному штрафу в размере от 8 до 17 грн. Причем, как комментируют в средствах массовой информации работники пресс-службы МВД, "водитель заплатит штраф столько раз, сколько не сможет предъявить договор".
- Среди водителей пока еще бытует мнение, что страховой гражданский полис ответственности - это лишняя трата денег. "Кому, собственно, нужен этот полис? - имеет право спросить любой автолюбитель. - Я-то езжу аккуратно". Попытайтесь переубедить его.
- Именно такому водителю этот полис и нужен в первую очередь. Даже самый аккуратный автолюбитель не может быть уверен в том, что он не попадет в аварию по вине другого участника движения. И что же будет делать владелец автомашины, если виновник аварии не сможет заплатить за ремонт престижной иномарки, поскольку сам ездит на старой "развалюхе", уже несколько лет официально числится безработным и никакой собственности у него нет?
Именно для того, чтобы пострадавшему гарантированно выплатили возмещение на ремонт транспорта, оплатили расходы на восстановление здоровья, все участники движения и должны иметь полисы страхования гражданско-правовой ответственности.
С 1 января этого года автострахование стало уже обязательным.Именно с 1 января вместе с правами и техталоном водитель обязан возить с собой полис "автогражданки". Теперь уже на законном основании. Правда, как требует этот же закон, административная ответственность за отсутствие полиса наступает только с 01.04.2005 года.
- Если "автогражданка" - это панацея на дороге, получается, что нерадивый водитель, будучи застрахованным, может вытворять все, что захочет?
- Отнюдь нет. Полис СГПО защищает интересы третьих лиц, которые пострадали в результате ДТП. Дело в том, что, согласно Гражданскому кодексу, виновник происшествия несет ответственность за ущерб, причиненный третьим лицам. Но если он является владельцем полиса СГПО, значит, материальная часть возложена на страховщика. Следовательно, заключивший договор страхования СГПО не будет платить за ущерб третьим лицам, за него это сделает страхования компания.
При наступлении страхового случая страховая компания возмещает ущерб, причиненный потерпевшему: за имущество потерпевшего - 25,5 тыс. грн.; жизни и здоровью потерпевшего - 51 тыс. грн.
- Возможен ли случай, когда страховая компания откажет страхователю в выплате за него страхового возмещения пострадавшим?
- Статья 38 Закона гласит, что страховщик (страховая компания) после выплаты страхового возмещения имеет право подать регрессный иск к страхователю или водителю обеспеченного автотранспортного средства (транспортного средства, указанного в действующем договоре СГПО, которое эксплуатируется лицом, ответственность которого застрахована), которое послужило причиной дорожно-транспортного происшествия, если он;
- управлял транспортным средством в состоянии опьянения: под влиянием алкоголя, наркотических, психотоксичных или других одурманивающих веществ;
- управлял транспортным средством без права на управление транспортным средством соответствующей категории;
- если он после ДТП самовольно оставил место происшествия или уклонился от проведения в установленном порядке проверки, констатирующей действие алкогольных напитков, наркотических или других одурманивающих веществ, или употреблял эти вещества после ДТП до соответствующей констатирующей проверки;
- если ДТП определено в установленном порядке как непосредственное следствие несоответствия технического состояния и оснащения транспортного средства существующим требованиям Правил дорожного движения;
- если он не сообщил страховщику о страховом событии в сроки и в порядке, предусмотренные законом.
Как видите, все сказано предельно ясно. А за каждой строчкой данной статьи лежит целый комплекс мероприятий, которые должен выполнить и сам водитель, и руководитель учреждения или воинской части (если автомобиль принадлежит юридическому лицу).
- В каких случаях страховщик не возмещает ущерб?
- Если жизни, здоровью и имуществу обеспеченного транспортного средства (транспортного средства, указанного в действующем договоре СГПО, которое эксплуатируется лицом, ответственность которого застрахована) причинен ущерб по вине в ДТП самого владельца;
- за ущерб, причиненный при использовании обеспеченного транспортного средства во время тренировочной поездки или во время официальных соревнований;
- за поврежденное или уничтоженное транспортное средство его владельцу, виновному в совершении ДТП;
- за последствия пожара, который возник из-за ДТП за пределами проезжей части и на прилегающей к ней территории;
- за загрязнение из-за ДТП окружающей среды;
- за повреждение антикварных вещей, изделий из драгоценных или полудрагоценных камней, предметов религиозного культа, рукописей, денежных знаков, ценных бумаг;
- если ДТП произошло вследствие умышленных действий или грубой небрежности третьего лица;
- если ДТП совершилось из-за массовых беспорядков, военных конфликтов, стихийного бедствия, взрывов боеприпасов, пожара транспортного средства, не связанного с этим ДТП.
- Допустим, несознательный государственный чиновник заставляет владельца автотранспорта покупать полис, например, при регистрации машины в ГАИ. Кому хочется с ним ссориться?
- С 1 января 2005 года такого быть не должно. В любом случае нужно поступать согласно букве закона. Это относится и к чиновнику. Если же он отважится нарушить закон, вы имеете право обратиться за помощью в Антимонопольный комитет, органы представительной власти.
- Анатолий Владимирович, один из ваших клиентов изъявил желание до истечения срока договора заключить его с другой страховой компанией...
- Статья 18 Закона предусматривает эту возможность. Действие договора может быть досрочно прекращено по письменному требованию страхователя, а также в случае выхода транспортного средства из владения страхователя против его воли или уничтожения транспортного средства.
В этом случае страховщик при условии отсутствия выплат страхового возмещения по этому договору возвращает страхователю часть страхового платежа, которая вычисляется пропорционально периоду до истечения срока действия договора с удержанием понесенных затрат на ведение дела, как правило, не более 20%.
- Какие категории граждан пользуются льготами при заключении договоров автострахования?
- Участники боевых действий, которые определены законом, инвалиды I группы, которые лично руководят транспортными средствами, освобождаются от обязательного страхования гражданско-правовой ответственности на территории Украины.
При условии страхования не более одного транспортного средства с рабочим объемом двигателя до 1.600 куб. см включительно размеры страховых платежей по договорам обязательного страхования гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств - пенсионеров - граждан Украины и инвалидов II группы, которые лично руководят такими транспортными средствами, составляют 50 процентов размера базового платежа с учетом корригирующих коэффициентов.
- Кстати, от чего зависят корригирующие коэффициенты?
- От типа страхового полиса (их теперь 3), от стажа водителя, от региона преимущественного использования автотранспорта, от типа транспортного средства, от сферы использования транспортного средства, от количества внесенных в договор лиц, от наличия или отсутствия у страхователя (на протяжении последнего года) доказанных в суде попыток страхового мошенничества или случаев, ставших основанием для предъявления страховщикам регрессных исков.
При кажущемся обилии коэффициентов все они выстроены в стройную систему. Их задачи - максимально дифференцировать как автовладельцев, так и сами транспортные средства.
- Желательно подтвердить ваши слова конкретным примером. Посчитайте, пожалуйста, во сколько обойдется мне страхование?
- Итак, автомобиль "Ниссан-премьера" с рабочим объемом двигателя до 2.000 см3, зарегистрирован в г. Севастополе. Принадлежит физическому лицу.
I вариант. Автомобилем управляет 1 человек - владелец автомобиля. У него водительский стаж более 10 лет.
В данном случае оформляем договор III типа:
1) Базовый тариф = 291,49 грн.
2) Данный автомобиль, согласно объему двигателя, относится к типу В2, для этого типа применяется коэффициент К1 = 0,94.
3) Применяем коэффициент региона К2 = 0,8 (для Севастополя).
4) Применяем коэффициент для физического лица К3 = 1.
5) Применяем коэффициент в зависимости от стажа, в данном случае - К4 = 0,9.
Перемножаем базовый тариф на все перечисленные выше коэффициенты и получаем: 291,49 х 0,94 х 0,8 х х 1 х 0,9 = 197,28 грн.
II вариант. Управляете автомобилем вы и ваш сын с водительским стажем 5 лет.В данном случае выписывается полис II типа, его цена 265,23 грн.
III вариант. Кроме вас, транспортным средством управляют несколько человек на законном основании. Оформляется договор I типа. Цена - 294,96 грн.
- Какими должны быть действия владельца страхового полиса при наступлении ДТП?
- Включить аварийную сигнализацию, установить знак аварийной остановки; принять меры для оказания первой помощи потерпевшим и в случае необходимости вызвать "скорую медицинскую помощь"; не перемещать транспортные средства и предметы, которые имеют отношение к ДТП; сообщить о ДТП в орган ГАИ или ближайшее подразделение милиции, записать фамилии и адреса очевидцев, данные сотрудников ГАИ; принять все возможные меры для сохранения следов происшествия; неотложно сообщить в страховую компанию об обстоятельствах происшествия.
До проведения медицинского освидетельствования не принимать без предписания врача алкоголь, наркотические средства, лекарственные препараты, изготовленные на их основе, кроме тех, которые входят в утвержденный состав медицинской аптечки.
- Анатолий Владимирович, как быть владельцам транспортных средств, которые служат на Черноморском флоте? Они юридически являются гражданами России, но многие из них прожили в Севастополе более 15 лет. За это время приобрели автотранспорт, причем некоторые еще во времена Советского Союза.
- Данный закон регулирует отношения в сфере обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств при эксплуатации наземных транспортных средств на территории Украины. Каких-либо ограничений по признакам гражданства, расовой, религиозной принадлежности или по другим признакам не предусмотрено. Если ваша машина зарегистрирована в Севастопольском МРЭО либо в любом другом органе ГАИ Украины, милости просим в страховую компанию. Вам помогут выбрать тип полиса, наиболее приемлемый для вас и вашей семьи.
- А если, например, черноморец недавно вернулся в Севастополь и его машина зарегистрирована в России, он не успел по каким-то причинам ее перерегистрировать, автотранспорт с российскими номерами?
- Проблем и в этом случае не будет. Вы застрахуетесь как нерезидент, т. е. собственник транспортного средства, зарегистрированного в иностранном государстве и временно используемого на территории Украины. Тарифы на страхование данных автомобилей почти не отличаются от тарифов на транспортные средства, зарегистрированные в Украине.
- Не надежнее ли заключать договоры страхования непосредственно в МРЭО, на таможенных переходах?
- Новый закон исключает такую возможность. Я бы не рекомендовал водителям искать пункты продажи полисов в ГАИ и на таможенных переходах. Вы их там просто не найдете. Если же вам попадется какой-нибудь "Леня Голубков", то вспомните, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
- Анатолий Владимирович, спасибо вам за то, что выбрали время Для встречи с корреспондентом, за содержательную беседу. Успехов вам в работе, а "Оранте" - процветания.
***
фото: