Влип на дороге - доставай фотоаппарат
Как вести себя, попав в ДТП
step@kprostov.ru
Все мы, как говорится, под Богом ходим. Или ездим на автомобиле. Так что от дорожно-транспортного происшествия, от аварии никто не застрахован. Но если такое все-таки случилось — тем более, впервые — мало кто сумеет моментально взять себя в руки и сможет уверенно и правильно себя повести. Еще меньше людей знают правильный порядок действий в такой ситуации.
- Прежде всего, ни в коем случае не устраивайте «гладиаторских боев» и не вступайте в конфликт с другими участниками ДТП. Без паники!
- Не пугайтесь угроз и не поддавайтесь уговорам разобраться самим. Незамедлительно заявите о случившемся в ГАИ для регистрации факта аварии и полученных повреждений. Свяжитесь со своей страховой компанией.
- До прибытия ГАИ не трогайте машину, иначе специалистам будет труднее работать. Постарайтесь избежать пустых разговоров, лучше зафиксируйте на бумаге все обстоятельства аварии и повреждения автомобиля (и свои собственные) еще до приезда работников ГАИ. Потом вы сможете приложить этот лист к протоколу. Будет замечательно, если вы сделаете пару фотографий места происшествия (особенно с «привязками» к объектам — кафе, деревьям, столбам и т. п.)
- Неплохо было бы отыскать свидетелей аварии, переписать их данные и убедить их быть свидетелями с вашей стороны. Удалось убедить — попросите сотрудника ГАИ сразу занести их данные в протокол.
- По прибытии ГАИ будьте активны (но без излишней суеты), не оставляйте инспектора наедине с виновником. Без стеснения просите гаишника заглянуть под машину для фиксации повреждений. При этом будьте максимально корректны.
- Во время составления протокола убедитесь, что все зафиксировано правильно. В случае если инспектор не реагирует на ваши замечания и не учитывает ваше мнение, предупредите его, а затем обязательно впишите свои соображения об этом в протокол.
- Необходимо получить справку о ДТП на месте происшествия: она будет подтверждением того, что повреждения вашего автомобиля — на самом деле результат ДТП. В противном случае авто могут попросту не принять на стоянку, станцию техобслуживания.
***
Как избежать конфликтных ситуаций
В таком деле как ДТП трудно избежать разногласий. Но при желании и знаниях их можно сгладить. Имейте в виду, что:
- страховая компания ответчика обязана обеспечить проведение оценки в течение пяти дней с момента подачи документов, но если документы вызовут сомнения — может вообще отказаться от выплаты страховки. Поэтому внимательно следите за заполнением документов;
- случаются различия в оценках ущерба. Это происходит из-за того, что некоторые ремонтники не пользуются тарифами на нормо-часы в ремонте. Или, допустим, применяют более дорогие компоненты для ремонта, а по правилам улучшения во время ремонта недопустимы.
***
Из-за чего происходят аварии?
Геннадий ИВАНОВ, директор «Донского центра экспертизы»:
- Причин может быть очень много. Но основных все-таки пять. Прежде всего — сознательное нарушение водителями правил дорожного движения: выезд на встречную полосу, обгоны справа и т. п. неуважительное отношение друг к другу. Во-вторых, это состояние ростовских дорог: безобразное отношение дорожных служб к своим профессиональным обязанностям, ведь даже маленькую ямку они обязаны устранить в кратчайшие сроки. В-третьих, поведение водителей пассажирского транспорта, порой просто хамское по отношению к другим автовладельцам.. Особенно это касается маршруток-«газелей» — превышение скорости, обгоны по встречной полосе, перестраивание из ряда в ряд без указания поворотов, «бешеные» выезды от остановок. Четвертая причина — техническое состояние транспорта. Некоторые автолюбители катаются, что называется, «до последнего» — пока не отвалится какая-нибудь деталь. И пятая, самая страшная причина — пьянство за рулем. Даже у не сильно выпившего водителя реакция падает в несколько раз: если обычно скорость реагирования варьируется от 0,6 до 1,4 секунды, то у пьяного — гораздо больше времени. А ведь иногда не хватает всего одного метра при экстренном торможении.
«Донской центр экспертизы», ул. Свердловского, 5а, тел. (863) 243-91-65.
***
К какому эксперту податься?
Валерий ЛИВЕНКО, директор «Бюро оценки и автоэкспертизы»:
- До 2005 года было целых три метода т оценки; Минюста» НАМИ и НИИАТ. Сейчас разработана одна — «Методические рекомендации по проведению независимой экспертизы транспортного средства при ОСАГО», Ее плюс в том, что она четко определяет все нормы расчета стоимости ремонта и единый подход к расчету износа. Кроме того, в «Рекомендациях... » установлен обязательный осмотр двух машин, участвовавших в ДТП, а не одной, как было раньше. Этот документ требует отметить все отклонения в машине от конструкции завода-изготовителя, из-за которых, возможно, и случилась авария. Также эксперт обязан достоверно установить факт наличия страхового случая.
В настоящее время, во всяком случае пока, страховые Компании направляют автовладельцев для расчета стоимости ремонта к тем экспертам, которых они знают, — во избежание конфликтных ситуаций. Но пусть люди не пугаются — хотя бы потому, что они могут оспорить мнение эксперта. Чтобы быть спокойным за соблюдение своих прав, рекомендую привлекать к прояснению ситуации адвоката.
Вообще я полагаю, что нам нужно практиковать совместные собрания экспертов и страховых компаний, устанавливать примерные соотношения по стоимости нор-мо-часов, краски и т. д. чтобы избегать расхождений в стоимости ремонта.
«Бюро оценки и автоэкспертизы»:
пр. Нагибина, 32а,
тел. (863) 272-51-S5,272-50-94.
Заключение, составляемое экспертом для определения стоимости ремонта, включает в себя две основные части: общая информация — она складывается из представленных документов — и та, что получается непосредственно на основании осмотра автомобиля.
Осматривают машину по следующей схеме:
1. Определяется базовая комплектность и оснащенность машины.
2. Производится оценка дополнительного оборудования
3. Выявляется основная часть аварийных повреждений.
4. Для установления вероятных скрытых дефектов назначается дополнительный осмотр.
5. Эксперт обязан ознакомить присутствующих с результатами осмотра, перечнем поврежденных частей и агрегатов, дефектов и заключением по технологии ремонта.
***
фото: