Перейти к основному содержанию

Главная      СТРАХОВЫЕ ЛАЗЕЙКИ, ИЛИ КАК ОТКАЗАТЬ ПОСТРАДАВШЕМУ АВТОВЛАДЕЛЬЦУ В ВЫПЛАТАХ

СТРАХОВЫЕ ЛАЗЕЙКИ, ИЛИ КАК ОТКАЗАТЬ ПОСТРАДАВШЕМУ АВТОВЛАДЕЛЬЦУ В ВЫПЛАТАХ

В "Автостопе" мы уже писали о том, каким образом выгоднее автовладельцу получить страховку за разбитый автомобиль в ДТП. Нередко после аварии автовладельцам приходится наматывать километры и простаивать в многочасовых очередях, чтобы собрать все необходимые документы для предусмотренных законом ОСАГО страховых выплат. Однако даже многочисленные справки не гарантируют получения причитающихся денег. На какие "подводные камни" можно напороться собственникам авто, общаясь с представителями страховой компании?

На сегодняшний день ситуация такова: после ДТП в страховую компанию необходимо обратиться как потерпевшему, так и виновному водителю. Причем страховщик может потребовать от виновной стороны сразу предъявить автомобиль для осмотра (обычно это делается при большой сумме возмещаемого ущерба) , хотя ни в каком договоре подобных требований не содержится. Формально сам страховой полис является договором (ст. 940 Гражданского кодекса) , так как включает в себя или ссылается на стандартные для данного вида договора условия страхования. Однако, как следует из статьи 12 закона об ОСАГО, "страхователь обязан представить транспортное средство по требованию страховщика в порядке, предусмотренном договором обязательного страхования". Нестыковки внутри законодательства об ОСАГО очевидны: полис имеет типовую форму и никакого "порядка представления автомобиля страхователем" не содержит. Поэтому виновный может попросту отказаться представить машину для осмотра на основании немотивированного требования страховщика.

Что же касается законодательства, то оно устанавливает следующий порядок действий потерпевшего и страховой компании: в течение пяти рабочих дней с момента аварии в страховую компанию виновного должен обратиться потерпевший. Затем уже сама компания в течение пяти дней с момента обращения автовладельца должна осмотреть машину и (или) назначить экспертизу (дополнительно к требованию представить предусмотренные законодательством документы) . После этой волокиты проводится экспертиза. Если ее результаты не удовлетворят страховую компанию, она имеет право потребовать у виновного предъявить его автомобиль.

Вместе с тем никакой закон не обязывает виновного ждать, пока пострадавший раскачается и соберет все документы. Виновник аварии оплачивает ремонт исключительно за свой счет, поэтому он может отремонтировать автомобиль хоть сразу же после аварии, что, скорее всего, приведет к конфликту со страховой компанией. Получается, виновник ДТП вынужден выполнять произвольно устанавливаемые требования своей страховой компании только для того, чтобы компания осуществила выплату, предусмотренную законом!

Не урегулирован законодательством вопрос о выплате, если потерпевший обратился не к назначенному компанией оценщику, а к тому, который ближе (или просто к знакомому) , не уведомив об этом страховщика. Несоблюдение этого требования дает формальные основания компании отказать в выплате. При этом "крайним" оказывается виновник ДТП: ведь в случае отказа страховщика потерпевший пойдет в суд с претензиями непосредственно к виновному!