ВСЕ СОБРАТЬ И ПОДЕЛИТЬ МЕЖДУ СВОИМИ
Из доклада О. Г. Дмитриевой от инициативной ГРУППЫ по ВОПРОСУ о недоверии правительству
Какие же реформы проводились и каковы результаты?
Административная реформа.
Заявленная цель: сокращение аппарата, снижение коррупции, повышение эффективности работы аппарата. Результат: увеличение количества федеральных ведомств; рост взяток, который фиксируют все опросы предпринимателей, в 2 - 2, 5 раза.
Следующая реформа, которая проводилась и реализовывалась, - реформа межбюджетных отношений муниципального управления. Цель: разделение ответственности между уровнями бюджетов и обеспечение сбалансированности региональных и местных бюджетов. Какой результат? А результат подвел сам премьер-министр, говоря о том, что это его второй урок. Разделить ответственность между уровнями бюджетов невозможно. Это означает, что реформа провалилась.
О сбалансированности бюджетов. Изъято у регионов в 2004 году 100 миллиардов рублей доходов, переданы расходные полномочия на 50 миллиардов рублей, разбалансированность бюджетов выросла на 7 процентов. Это означает полный провал реформы межбюджетных отношений муниципального управления.
Третья реформа - жилищно-коммунальная. Рост тарифов фиксирует Росстат - 35 процентов на жилищно-коммунальные платежи за последние 12 месяцев, из них 8 процентов - рост тарифов только за последний январский месяц при ухудшающемся качестве всех жилищно-коммунальных услуг. И с 1 марта мы будем иметь наступление на права всех малоимущих граждан в связи с введением нового Жилищного кодекса, а также очень ощутимое наступление на права всех собственников жилья. Таким образом, очевиден провал еще одной реформы - жилищно-коммунальной.
Теперь давайте проанализируем, почему все реформы проваливаются. А потому, что схема-то у всех одна - изъять деньги у налогоплательщика, у бизнеса, аккумулировать их в бюджете, а потом не пустить эти деньги в экономику, не дать людям. Сформировать финансовый поток, и на этот финансовый поток посадить своих людей и близкие компании.
Вот с этой точки зрения давайте рассмотрим следующую реформу - пенсионную. Статистика фиксирует снижение относительного размера пенсии с 35 процентов от средней заработной платы (начало реформы) до 25 процентов - 2005 год. При этом дотирование бюджета Пенсионного фонда со стороны федерального бюджета увеличилось и в этом году достигнет двухсот миллиардов. Но параллельно сформирован финансовый поток в размере 250 миллиардов рублей, что представляет собой остатки резерва Пенсионного фонда и остатки накопительной части пенсии. И вот этим финансовым потоком (деньги в экономику не пущены) управляют определенные структуры, близкие к Пенсионному фонду.
Следующая реформа - автострахование. Та же самая схема. 48 миллиардов рублей изъято у граждан в виде проданных страховых полисов. Из них страховки получены гражданами на 18 миллиардов, а 30 миллиардов - это тот финансовый поток, который напрямую направлен страховым компаниям, которые занимались автострахованием. Ущерб для граждан - один миллиард долларов, доход у автострахования - тоже один миллиард долларов.
Следующий момент - финансовая политика. Формирование Стабилизационного фонда - 740 миллиардов рублей. Деньги изъяты у бизнеса в виде налогов, затем предполагается сформировать финансовый поток, его намерены отправить за границу на покупку иностранных ценных бумаг Огромный Стабилизационный фонд - фактор торможения экономического роста. Если бы эти средства были задействованы и пущены в экономику, то прирост темпов экономического роста был бы от двух до четырех процентов.
Хочу сказать, что здесь везде концептуальные ошибки, концептуальные, а не форма их исполнения. И повторяю специально для партии "Единая Россия". Когда вы потом будете говорить, что вас обманули со Стабилизационным фондом и что все плохо в механизме исполнения, что нужно было покупать ценные бумаги не у США или Португалии, а, допустим, у Берега Слоновой кости или Папуа Новой Гвинеи, и тогда все бы было хорошо, вспомните, что здесь концептуальные просчеты, концептуальная грубейшая ошибка и концептуальный тормоз экономического роста.
Наконец, монетизация льгот, о которой говорилось и еще много будет говориться. Рост совокупных расходов на финансирование льгот со стороны бюджетов всех уровней увеличится практически в два раза - с 200 миллиардов до 400. При этом удовлетворенность людей и обеспеченность льготами уменьшились. Для того чтобы это просчитать, достаточно было иметь образование на уровне двух классов. Закон плох концептуально. Мы с этой трибуны неоднократно повторяли, что если вы даете компенсацию 550 рублей федеральному льготнику, а проездной стоит 600, как в Санкт-Петербурге, или 770, как в Москве, то это прямое ухудшение положения граждан. И концептуально это просчитать можно было легко. Поэтому вина в забастовках и митингах не подстрекателей. Проблема не в подстрекателях, а в том, что наши граждане в отличие от нашего правительства умеют считать до десяти и оценивать реально, ухудшилась у них ситуация или улучшилась.
По лекарствам мы имеем ту же самую ситуацию, что с пенсионной реформой и с автострахованием. Реально финансирование на льготные лекарства увеличилось. По Санкт-Петербургу на одного льготника в 8 раз больше увеличено средств, а выписано лекарств больше лишь в полтора раза. Это означает, что вся эта разница напрямую пойдет в фармацевтические и страховые компании. Опять сформирован финансовый поток, на который будут посажены близкие компании, определенные персоналии, а удовлетворенность, обеспеченность людей упадет.
И хотела обратиться к последнему уроку, о котором сказал Михаил Ефимович Фрадков, о том, что нужно соизмерять расходы на реформы с реальными имеющимися ресурсами. Вот я и соизмерила, сколько нам стоили ошибки господина Зурабова и ошибки господина Кудрина. Ошибки господина Зурабова по пенсионной реформе, по монетизации льгот тянут на 550 миллиардов рублей. Это больше, чем наши расходы на национальную оборону. Ошибки господина Кудрина по Стабилизационному фонду, политике долгов, их первоочередного погашения тянут на один триллион рублей. Это больше, чем наши расходы на национальную безопасность, образование, национальную экономику и социальную политику вместе взятые. Поэтому, если мы хотим улучшить ситуацию с экономическим ростом, с положением граждан, мы должны отказаться от такого дорогостоящего правительства, от таких дорогостоящих ошибок.