ПРЕДМЕТ ТЯЖБЫ - ОСАГО
Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности задумывался, чтобы свести к минимуму споры, судебные тяжбы по поводу того, кто должен возмещать пострадавшему ущерб, причиненный в ДТП. Но, как показывает практика, уйдя от одних разбирательств, автовладельцы пришли к другим. Нельзя сказать, что городской суд завален делами по ОСАГО, но этот закон регулярно становится темой процессов.
Все судебные тяжбы по автогражданке по предмету спора можно условно разделить на несколько категорий. Первая - не установлен виновник ДТП. Даже если он очевиден, но в материалах дела отсутствует постановление, определяющее вину водителя, такой спор решается в суде. В этом случае судья разбирает обстоятельства ДТП, пытаясь разобраться, чьи действия привели к аварии. Вместе с виновником определяется и страховая компания, которой придется раскошелиться. Такие решения практически не вызывают недовольства страховщиков и крайне редко обжалуются в вышестоящей инстанции.
Вторая причина судебных разбирательств - сумма возмещения ущерба. Все просто, если речь идет только о повреждении авто. Но когда дело касается здоровья человека, то тут уж все дороги ведут в суд. По той причине, что страховая компания безоговорочно оплачивает лишь тот ущерб, который доказан фактически. У суда же в этом плане полномочий больше. Судья может затребовать дополнительные документы, направить пострадавшего на судмедэкспертизу... В результате будут определены не только затраты, которые человек уже понес, но и те, которые ему придется претерпеть в будущем, например, особое питание, посторонний уход, необходимые операции. Согласно закону пострадавший со страховой компании получит не больше 120 тыс. (а если в результате ДТП пострадало несколько человек, то в целом им возместят максимум 160 тыс. ). Но если ущерб превышает эту сумму, придется опять обращаться в суд, чтобы недостающие деньги стрясти уже с виновника аварии.
Когда закон об ОСАГО активно обсуждался, большое внимание уделялось списку людей, которые должны быть указаны в страховом полисе. Но в жизни все предусмотреть невозможно. Потому неудивительно, что в суде регулярно рассматриваются дела, когда в момент ДТП за рулем сидел человек, не упомянутый в полисе. Кто в таком случае должен возмещать ущерб? Городской суд занял в этом вопросе однозначную позицию. В законе перечислены условия, которые могут служить отказом в выплате страховки. Среди них нет строчки "вождение автомобиля человеком, не указанным в договоре страхования". Челнинские судьи в таких случаях выносят решения не в пользу страховой компании, возлагая именно на них возмещение ущерба. Неоднократно эти постановления были обжалованы в Верховном суде РТ, но и Казань согласилась с выводами городских судей. Впрочем, страховая компания может и вернуть свои деньги - согласно тому же закону она имеет право взыскать их непосредственно с виновника аварии.
Большие споры вызывает и срок действия договора автовладельца со страховой компанией. По закону клиент может поменять страховщика, сообщив ему об этом за два месяца до истечения срока. Если это не сделано, договор автоматически продлевается. Но при этом автовладелец должен внести страховой взнос в течение 30 дней после начала нового срока. Произошла такая ситуация - ДТП совершено как раз в этот месяц. Виновник аварии обращается в свою страховую компанию с заявлением на возмещение причиненного им вреда. Там это заявление лежит 15 дней, а тем временем месяц закончился. Клиент взнос не сделал, что дало страховщикам основание отказать в выплате. Дескать, раз автовладелец просрочил платеж, договор с ним считается недействительным. В принципе таких ситуаций могло и не быть, если бы автолюбители внимательно читали договоры. В них указана не только ответственность страховой компании, но и обязательства клиента. В том числе подробно расписано про эти самые 30 дней. А на деле водитель в суде разводит руками: не знал, что надо заплатить. Правда, в итоге суд все равно выносит решение в пользу таких автолюбителей, считая просрочку платежа не основанием для отказа в выплате страховой суммы. Но страховые компании обратились с кассационной жалобой в Верховный суд РТ. Какое решение примут там, пока неизвестно.
На снимке: Если ГАИ не определит виновника, это придется сделать суду