Перейти к основному содержанию

Главная      ПИЛОТЫ ФОРМУЛЫ ДОРОГ

ПИЛОТЫ ФОРМУЛЫ ДОРОГ

24-25 февраля 2005 года Российский Союз автостраховщиков проводит в Калининграде международный семинар: "Россия - ЕС: информационное взаимодействие в обязательном страховании автотранспорта (ОСАГО) на примере пилотного проекта РСА-ГИБДД"

Почти два года назад в России был введен Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. Но страховой бизнес - это не только выплаты пострадавшим. Это, прежде всего, предупреждение страховых случаев. Что делается в этом направлении? Об этом журналисту Николаю Васильеву рассказывает заместитель исполнительного директора Российского Союза автостраховщиков Андрей КОШКИН.

- Дорога - это всегда проблема. И проблемы на дорогах постоянно находятся в центре общественного внимания. ОСАГО - инструмент, который призван улучшить ситуацию на дорогах, мотивировать водителей, в том числе и финансово, вести себя более цивилизованно. Закон об ОСАГО определяет права и обязанности, структуру отношений. Но чтобы закон заработал, вошел в ткань общественных отношений, должна быть создана соответствующая инфраструктура, опосредующая отношения государства, страховщика и автовладельца.

Сегодня два основных субъекта на дороге это, во-первых, водитель, и, во-вторых, инспектор ДПС, непосредственно отвечающий за порядок. Самая весомая часть страховых случаев связана именно с нарушением ПДД. Впрочем, мы обращаем внимание и на другие аспекты: состояние дорог, состояние инфраструктуры и т.п. Это очень важные проблемы, и они сказываются и на ситуации на дорогах, и на ситуации в сфере ОСАГО. Все эти аспекты в РСА, конечно, прорабатываются, страховщики комплексно смотрят на проблему безопасности дорожного движения. И все-таки основные партнеры, взаимодействующие с водителем сегодня, это страховая компания и ГИБДД. Закон об ОСАГО предусматривает обязательное информационное взаимодействие между ГИБДД и страховщиками. Но закон определяет самые общие положения, а реальная практика требует создания инфраструктуры, которая воплотит требования закона в жизнь. Понимая это, мы инициировали создание пилотного проекта, чтобы на практике в ряде регионов отработать систему информационного взаимодействия между ГИБДД и страховыми компаниями: ресурсы, системы баз данных, системы доступа к этим базам, в общем, все до мелочей.

- А по каким принципам отбирались регионы на роль пилотных площадок для эксперимента?

- Для нас важно было не просто обкатать новую систему, но и в каждом случае отработать какую-то специфику проекта. Скажем, что такое северо-западное направление? Это серьезный транзит в Россию и из России, это ввоз транспортных средств, это связанные с этим вопросы с угонами и т.п., это включенность России в некоторые институты Европейского сообщества, реальная интеграция, например, "зеленая карта". Обязательное страхование - это национальный институт в каждой стране, но люди ездят везде и, соответственно, везде могут попасть в аварию. Все чаще возникают ситуации, когда необходимо урегулировать сложности во взаимодействии с зарубежными компаниями, например. Северо-Западный регион выбран с этой точки зрения. Южные регионы, Кавказ - та же проблематика транзита, но в другом контексте: это еще и проблема борьбы с терроризмом. Да и криминал здесь более, если можно так выразиться, многогранен. Это наркотики, оружие, незаконная миграция.

- II как поможет проект РСА в борьбе с этим злом?

- Ну, то, что заметно сразу: мы помогаем модернизировать информационно-технологическую инфраструктуру. Ведь это базовая составляющая любой системы. Но такие системы, как наша, при всей их целенаправленности могут решать и другие задачи. Скажем, в инфраструктуру проекта может быть включена система "Поток", которая в режиме реального времени сканирует поток транспортных средств, распознает номерные знаки и "пробивает" автомобиль по различным базам данных. Вообще многофункциональность применения нашего проекта просматривается везде. Более того, можно смело сказать, что система информационного взаимодействия, которая профинансирована нами, один из примеров системного взаимодействия с точки зрения роли каждого в борьбе с терроризмом, в решении задач безопасности общества и государства. Такого рода проекты демонстрируют системное участие страховщиков в решении задач безопасности общества и государства без всякой натяжки.

- Вернемся в Калининград. Почему вы все-таки выбрали для старта наш регион?

- Как я уже сказал, местная специфика транзитного региона с огромным количеством транспортных средств, направляющихся в Россию или из России, одновременно с оторванностью от большой земли, - это уже само по себе представляет огромный интерес для страховщиков. Но Калининград еще и форпост России в ЕС. А ведь мы планируем вводить "зеленую карту". Но интеграция в Европейское сообщество должна быть федеральной. И нужно отработать механизм взаимодействия на небольших объемах задач, на примере пилотного региона, оценить наработанный опыт и, уже отталкиваясь от него, развиваться в более широких масштабах. Для этого и проводятся семинары: они дают толчок для принятия решений по другим проектам. Надеюсь, калининградский опыт будет интересен и другим органам власти, и всем субъектам РФ. С одной стороны, это и их местная проблематика. А с другой - пусть в рамках ОСАГО, но это тема федерального значения. Ведь если Россия присоединится к "зеленой карте" , права, которые дает этот протокол, должны будут распространяться на гражданина любого региона. Специфика Калининграда весьма кстати, чтобы посмотреть спектр задач и проблем, которые встанут перед ОСАГО в национальном плане. Сложно? Конечно. Но научиться можно только на сложных задачах.

- Вы и остальные регионы рассматривали так же пристально или выбирали по формальным, очевидным признакам: столица - глубинка, север -юг?

- Конечно, мы побывали везде. Ведь всегда нужно учитывать региональную специфику, понимать, как наши усилия будут поддержаны на месте, как они могут быть встроены в те планы и программы, которые реализуют местные органы власти, местная ГИБДД. Хуже будет, когда мы приедем со своими объемами работ, а там нас никто не ждет и не знает, ничего не стыкуется и не встраивается. Иногда возникают опасения, что вот приехали из центра, сейчас сломают все, что сделали на местном уровне, навяжут свое. Конечно же, такого не будет. Как раз такого рода поездки, встречи, семинары и решают задачу: как найти максимально сбалансированное решение, которое бы не приводило к дополнительным издержкам ни здесь, в федеральном центре, ни там, на местах, а как раз давало бы кумулятивный, синергетический позитивный эффект, когда усилия всех сторон дают еще большее качество, чем при простом сложении. Ведь легче всего просто потратить деньги, купить технику, отдать ее в ГИБДД -и...забыть о проблеме. Куда поставили, как работает - мы незнаем.

- А зачем вообще страховщики вкладывают деньги в проект информационного взаимодействия? Разве они единственная и главная заинтересованная сторона?

- Здесь как раз РСА демонстрирует бизнес-подход. Это стратегические инвестиции страхового бизнес - сообщества в инфраструктуру. Страховые компании, которые занимаются ОСАГО, хорошо понимают, что этот вид бизнеса очень жестко завязан на информационное взаимодействие с государственными органами. И если, как в любом бизнесе, стремиться минимизировать издержки и сейчас, и на будущее, нужно смотреть, где эти издержки возникают. А возникают они именно из-за того, что страхователи не имеют доступа к информации, которая накапливается в госорганах. Хотя она критически для них важна с точки зрения борьбы со страховым мошенничеством и т.п.

Наш проект - это инвестиционный проект, это инвестиции в бизнес-инфраструктуру. Но инфраструктура, которую мы создаем, совместного использования, с одной стороны, страховщиками, с другой - большую поддержку получают госорганы. Это еще один пример кумулятивного эффекта.

- И последний вопрос: что, на ваш взгляд, должно стать главным результатом проекта?

- Вообще-то результат проекта РСА важен, на мой взгляд, прежде всего для государства. Ведь страховщики не в состоянии автоматизировать все регионы РФ. Это было бы и неправильно. Цель проекта - показать на практике, что госорганы и бизнес могут эффективно взаимодействовать. А главным результатом должно стать то, что государственные органы, которые отвечают за информатизацию госуправления, при принятии решения о бюджетном финансировании получают возможность направлять средства, в проверенные, эффективные проекты, которые на практике доказали свою результативность. Всегда есть проблема, как наиболее эффективно потратить деньги на то, что мыслится как идея или на то, что уже доказало свою состоятельность, но не везде внедрено. Наш проект как раз и поможет мотивировать государство точечно и точно направлять ограниченные средства в проекты федерального значения.

***

В едином информационном поле

Игорь КРАСНЯНСКИЙ, заместитель главы администрации Калининградской области:

- Информационные и телекоммуникационные технологии (ИКТ) являются важнейшим инструментом повышения эффективности взаимодействий органов автостраховых компаний с органами власти на всех уровнях, хозяйствующими субъектами и жителями региона.

Калининградская область является пилотным регионом по созданию территориальной информационной системы (ТИС) и ее функциональной подсистемы по управлению регионом.

Наличие баз данных общего пользования о транспортных средствах и их владельцах, взаимоувязанных в едином информационном поле страховых компаний в России и за рубежом, позволит страховым компаниям оперативно оказывать населению области большой спектр услуг, а заодно способствует предотвращению незаконной миграции, контрабанды наркотиков и оружия, помогает в борьбе с терроризмом.

Создание единой информационной системы на территории области предполагается возможным в рамках ТИС, объединив усилия и средства: федеральные, областные (в т.ч. муниципальные) и внебюджетные (средства автостраховых компаний).

Безо всякого сомнения, данные работы требуют тщательной научной проработки, в т.ч. технико-экономического обоснования, проектирования и разработки нормативно-правовых и других документов.

Введенная система по своему предназначению может иметь многофункциональный характер, что повысит ее окупаемость и эффективность использования.