Перейти к основному содержанию

Главная      проблема

проблема

Автогражданка или "автодоилка"?

В связи с "Концепцией развития страхового рынка в Кыргызстане на 2003 - 2010 годы" внедрение обязательных видов страхования планируется начать с гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. Станет ли это решением проблемы возмещения ущерба по ДТП или столь благое дело превратится в "автодоилку"?

Так называемая автогражданка наделала в свое время немало шума в России. Пережило это новшество на своем коротком веку массу потрясений: от откровенного игнорирования, принуждения и тому подобного до элементарного мошенничества, когда ушлые дельцы направо и налево раздавали фальшивые страховые полисы.

Но все-таки более подходящего способа решить проблему возмещения ущерба по дорожно-транспортным происшествиям, увы, в мире пока не придумали.

Похоже, Кыргызстан может стать следующей страной, где сие изобретение человеческого ума найдет свое применение.

По мнению начальника ОГАИ УВД столицы Сергея Дьяченко, если исходить из анализа дорожно-транспортных происшествий, проведенного отделом ГАИ УВД города Бишкек, в среднем по республике в месяц случается их более 800. Это где пострадали люди или нанесен большой материальный ущерб. И около 2000 аварий, где имеется только материальный ущерб. При разборе причин всегда встает вопрос о его возмещении. Увы, в силу сложившейся практики сегодня это сделать очень тяжело. Водитель, виновник ДТП, либо не имеет своего имущества, либо управляет машиной по доверенности, либо вообще не имеет работы. Введение процедуры обязательного страхования - мера своевременная и целесообразная. По этому пути сейчас идут многие развитые страны.

- Другое дело, сама процедура внедрения такой операции, - подчеркнул Сергей Дьяченко. - Изучая российский опыт в этом направлении, можно отметить, что были, конечно, недоработки, но в конце концов они также пришли к дифференциации. Я считаю, что это правильно. То есть в зависимости от региона, от количества ДТП, совершенных тем или иным водителем за определенное количество времени. Если за год, например, шофер совершил более десятка аварий и при этом нарушил правила дорожного движения, значит, ему нужно ставить повышенный тариф страховки. Если человек законопослушный, правил не нарушал, то, конечно, сумма страховки должна быть ниже. Эти моменты нужно обязательно учитывать.

Дифференцировать ставку следует также и в зависимости от стоимости автомашины. Допустим, "Запорожец" или "Москвич" - одна ставка платежа. Если крутой джип, то, естественно, другая. В целом, я считаю, идея автогражданки нужная и при правильном ее внедрении она принесет хорошие результаты.

Многое зависит от наших страховых компаний. По данным статистики, сегодня добровольно застрахована только одна треть автотранспорта. Особенно почему-то это избегают делать юридические лица. Частники же более дальновидны. По мнению специалистов, сам страховой рынок еще слабо подготовлен к введению автогражданки. Нет соответствующей нормативной базы. Конечно, можно изучить опыт зарубежных стран - той же России, Германии или Казахстана. Но ведь в каждой стране особенности. Да и доходы населения тоже разные.

Из 50 опрошенных нами водителей половина согласилась, что введение обязательного страхования автотранспортных средств вещь нужная. Но... Вот некоторые из высказанных мнений.

Сергей Сущенко, водитель с 30-летним стажем:

- Безусловно, автогражданка сегодня необходима. Правда, есть тут один нюанс - это доверие страховым компаниям. Другой вопрос, сколько платить? Выкатят сумму, от которой голова закружится, и что, будем работать только на страховой полис? И потом, не отразится ли цена страхового полиса на цене автомашины?

Наталья Кожарова, автолюбитель:

- Конечно, если посмотреть, как в других странах, то на первый взгляд, проблем никаких нет. Случилась авария, у водителя голова уже не болит, где брать деньги, чтобы возместить ущерб. Но, как правило, это связано с большой волокитой. Автогражданка должна быть доступна любому автовладельцу. А наши страховщики как зарядят непомерную сумму, где взять деньги?

Талай Осмонов, преподаватель:

- Если судить по опыту России, все сделано через пень колоду. У нас, наверное, это будет более скромно. Я думаю, большинство аварий происходит из-за узкой проезжей части. Ведь наши дороги не рассчитаны на такое количество автотранспорта. И еще из-за неработающих светофоров. Или элементарно, вот последний снегопад когда был - такое впечатление, будто в столице вообще нет снегоуборочной техники! Надо бы проработать и этот вопрос. Если авария произошла по вине коммунальных служб, с них и надо спрашивать страховым компаниям. И потом, вдруг эта автогражданка станет лишним поводом для вымогательства со стороны наших гаишников?

Итак, нашумевшее нововведение наступает на пятки автовладельцам. Будет ли готов новый парламент принять грамотные и нужные законы на этот счет или все останется по-прежнему? Пока вопрос остается открытым.