Перейти к основному содержанию

Главная      БАЗОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ, ИЛИ МАШИНА, Я ТЕБЯ ЗНАЮ

БАЗОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ, ИЛИ МАШИНА, Я ТЕБЯ ЗНАЮ

"Пробить" всю историю автомобиля можно будет мгновенно. Правда, сначала это будет доступно только ГИБДД и страховщикам. И только в Калининграде

Столица российских иномарок - это звание за Калининградом закрепилось не первый десяток лет. Именно здесь можно выбрать любую западную модель, удовлетворить вкусы самого изощренного автомобильного гурмана. А вот чего нельзя, так это быть уверенным, что свежеприобретенная машина действительно свежа и "чиста". Купленные и угнанные, новые и восстановленные, все автомобили стоят бок о бок, и о каждом говорят только в превосходных степенях. Если бы можно было проверить правдивость автопродавцов, совершать дорогую покупку, полагаясь не только на слова, но и на более объективные свидетельства, сколько покупатель сэкономил бы на ремонте и техобслуживании! Сотни, тысячи долларов -на эти деньги можно было бы купить полисы ОСАГО для всей семьи на сотню лет вперед. С чего мы вспомнили про ОСАГО? Да потому, что именно страховщики могут помочь в излечении этого информационного "недуга". Страховые компании не меньше автовладельцев заинтересованы в прозрачности авторынка - ведь финансовые потери касаются обеих сторон, от обдуривания покупателя в выигрыше только продавец. Пока страховщикам, как и автовладельцам, крайне сложно проверить "аварийную" и криминальную историю автомобиля, хотя именно их эта история касается самым непосредственным образом, - эта задача пока под силу только ГИБДД. В законе об обязательном страховании автогражданской ответственности прямо предписана необходимость информационного взаимодействия владельца транспортного средства, страховых компаний и автоинспекторов. Но закон определяет самые общие положения. А реальность требует деталей: проработки механизма такого взаимодействия и главное -создания самой информационной базы. Пилотным регионом для обкатки системы информационного взаимодействия ГИБДД и страховых компаний и станет Калининград - регион, где эта проблема, пожалуй, одна из наиболее острых в стране. Именно поэтому он и выбран стартовой площадкой для запуска нового проекта. "Научиться можно только на сложных задачах", убежден заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Андрей Кошкин.

Поток иномарок, захлестнувший Калининград, все труднее регулировать даже ГИБДД. И это - еще одно соображение, почему РСА остановило свой выбор на этом регионе. "Создание единой информационной системы актуально не только для страховщиков - эта же инфраструктура поможет и ГИБДД решать свои задачи более эффективно. Мы объездили всю страну, изучая ситуацию на местах.

Нам важно было, чтобы этот проект не оказался навязанным извне, чтобы он соответствовал нуждам самого региона, коррелировал с планами местных органов власти. Ведь особенность нашей информационной системы в том, что она не просто решает отдельные задачи заинтересованных ведомств, а помогает "разруливанию" ситуации в целом, предлагая массу дополнительных возможностей. Применение этой системы, тем более в особенно сложных регионах, дает кумулятивный эффект. Конечно, синергизм проекта проявится, когда в нем примут участие и другие ведомства, к примеру, таможня. Не побоюсь сказать, что информационное взаимодействие, пока между страховщиками и ГИБДД, - это уже пример системы комплексного подхода к задачам безопасности государства и каждого его гражданина. Ведь "прозрачность" истории автомобиля важна и для борьбы с криминалом внутри страны, и для вхождения России в мировое сообщество, да хотя бы ради той же "зеленой карты".

В этом смысле ситуация в Калининграде приобретает федеральное звучание: регион становится показательным, определяющим для всей страны. В разработку пилотного проекта РСА вложил 78 млн рублей, еще несколько десятков миллионов выделило государство. Но страховщики не могут сами модернизировать инфраструктуру ГИБДД всей России. Именно Калининград и станет своего рода моделью эффективного взаимодействия государственных органов и бизнеса, отправной точкой для создания систем информационного взаимодействия и в других регионах страны. Разумеется, Балтика - не единственный субъект федерации, где обкатывается проект: эта же работа начнется затем и на южных трассах с их сложной криминогенной обстановкой, и в столичной области, и в глубинке - страна ведь "многоукладная", в каждом регионе свои специфические проблемы, которые РСА не может игнорировать. Но общие принципы, несомненно, есть: это не только концептуальные подходы, хотя они прежде всего, но и вполне прикладные элементы информационной системы. Скажем, программное обеспечение, которое будет разработано в рамках пилотного проекта, предполагается использовать и в других регионах. Общими будут и правила защиты информации: ведь за такой базой данных охотиться будут многие. Сегодня РСА удалось выработать целый ряд решений, которые позволяют новой информационной системе избежать утечек.

К примеру, здесь применен "распределенный" принцип хранения Данных. Но, конечно, подробности "техники безопасности" публично не раскрываются.

Другими словами, система информационного взаимодействия страховщиков и ГИБДД закрыта для несанкционированного доступа, зато максимально упрощает доступ ко всей необходимой информации об автомобиле для тех, кто в этом прежде всего заинтересован: сегодня - страховщикам и ГИБДД, а завтра - уже и автовладельцу. Ведь после локальной обкатки все возможности, предоставляемые новым проектом, станут доступны и простым гражданам. В Эстонии, скажем, уже сейчас можно отправить СМС-сообщение и буквально за минуты узнать всю историю приглянувшегося автомобиля. У нас это, конечно, случится не завтра.

Но запуск пилотного проекта РСА в Калининграде -это первый шаг к осуществлению мечты любого автовладельца. А спокойствие и безопасность на дорогах -важнейшее условие спокойствия и безопасности каждого из нас.

***

КСТАТИ

Среди пилотных регионов - Калининград

В этом году исполняется 2 года с начала реализации в России Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (ОСАГО). Несмотря на изначально противоречивое отношение к закону автовладельцев, общественности и некоторых политиков, ОСАГО работает. Уже есть первые положительные результаты. Под защитой "автогражданки" оказались водители и пешеходы, пострадавшие в результате дорожно-транспортных происшествий.

Кроме того, действующий Закон об ОСАГО дает России возможность стать полноправным членом международной системы "Зеленая карта". Для того чтобы это стало реальностью, необходимо соответствовать ряду международных требований. В Калининградской области, как наиболее подходящем транзитном регионе, международные механизмы будут опробованы в пилотном режиме. Преимущества скорейшего вступления России в систему "Зеленая карта" неоспоримы: российские автовладельцы смогут беспрепятственно путешествовать по дорогам Европы с полисами российских страховых компаний.

В рамках реализации закона об ОСАГО, РСА совместно с ГИБДД осуществляет проект по внедрению технической базы и информационного обеспечения для создания единой информационной системы, фиксирующей правонарушения и обеспечивающей оперативный доступ работникам ГАИ, а также представителям РСА к истории транспортного средства. По итогам соглашения между РСА и ГИБДД РФ были определены пилотные регионы для реализации данного проекта. Первой ощутить новшества на дорогах сможет Калининградская область. Условия ее участия в проекте планируется обсудить 24 февраля на семинаре "Россия - ЕС: информационное взаимодействие в обязательном страховании автотранспорта (ОСА-ГО) на примере пилотного проекта РСА - ГИБДД".

Егор ТИМОФЕЕВ.