Перейти к основному содержанию

Главная      Закон поправят.

Закон поправят.

И всем станет легче?

За полтора года действия Закона об ОСАГО выявились его слабые места, нестыковки. Все они формируют отрицательный фон вокруг "автогражданки". Недавно в Госдуму внесен законопроект, предусматривающий ряд существенных поправок в Закон. В отличие от массы прежних законодательных инициатив, носивших в основном популистский характер, данный проект имеет реальные шансы быть принятым, поскольку подготовлен на основании предложений страховщиков. Приведем наиболее важные изменения, которые в случае принятия поправок ожидают участников ОСАГО.

Для страхователей

Максимальная величина страховой премии по договору ОСАГО ограничивается трехкратным размером базового тарифа (сейчас возможно увеличение в пять раз).

Скидку до 10% может предоставить страховщик, исходя из конкретных условий использования транспортного средства страхователем.

Упростится процедура оформления ДТП: представителей ГАИ на место происшествия можно не вызывать, если ущерб составляет не более 4000 рублей и отсутствуют разногласия между виновником и потерпевшим.

Владелец транспортного средства обязан застраховать свою ответственность не позднее пяти рабочих дней после возникновения у него права владения.

Для потерпевших

Ответственность страховщика за вред, причиненный здоровью и жизни, в размере 240 тыс. рублей и имуществу - в размере 160 тыс. рублей предлагается не делить на всех потерпевших в ДТП пропорционально понесенному ущербу, а распространить страховое покрытие на каждого.

Устанавливаются четкие и сокращенные сроки выполнения страховщиком всех формальностей для определения ущерба и выплаты.

Обязанность по получению документов, необходимых для определения размера ущерба, возлагается на страховщика.

Требование о компенсации ущерба потерпевший может направить не только в компанию, в которой застрахован виновник ДТП, но и в ту, где застрахован он сам.

При возникновении спора между страховщиком и потерпевшим относительно общей величины ущерба, компания обязана незамедлительно выплатить ту его часть, по которой стороны достигли согласия.

Для установления размера вреда, причиненного здоровью, потерпевший обязан будет пройти медицинское обследование, порядок проведения которого будет установлен правительством.

Для страховщиков

Из ответственности страховщика исключается так называемая утрата товарной стоимости транспортного средства. Причина - в отсутствии в законодательстве точного ее толкования и разницы в методологических подходах страховщиков.

Допускается замена страховщика как по его собственной инициативе, так и по требованию органа страхового надзора, в частности в случае приостановки или ограничения действия его лицензии.

Ежеквартально должны публиковаться статистические данные по каждому страховщику (объем определяется органом страхнадзора).

Компании, вновь обращающиеся за получением лицензии на ОСАГО, должны иметь уставный капитал не менее 120 миллионов рублей и двухлетний опыт страхования транспортных средств или гражданской ответственности их владельцев.

Объем законопроекта достаточно велик и едва ли не сопоставим по размеру с текстом самого Закона об ОСАГО. Именно поэтому в нем не должно быть новых дыр или подводных камней. А часть предлагаемых изменений все-таки вызывает вопросы специалистов.

Например, понятно желание упростить процедуру оформления ДТП. При мелких авариях предлагается позволить водителям самим подписать все бумаги. А не дожидаться приезда сотрудника ГАИ, создавая по этой причине многочисленные пробки на дорогах.

Но благая цель не подкреплена, к сожалению, четким механизмом реализации. Как в стрессовой ситуации, да еще на глазок оценить, что ликвидация повреждений не превысит 4000 рублей? А если впоследствии вскроются внутренние повреждения, то страховая защита не будет работать? Может, поступить еще проще и при отсутствии телесных повреждений и согласии сторон разрешить водителям самим оформлять документы? Правда, у страховщиков тут же найдется контраргумент: только ленивый не воспользуется такой ситуацией, чтобы не надуть их. Неужели у нас все жулики?

Вызывает нарекания и возможность снижения страховщиками в конкретном случае базового тарифа на 10%. Вот конкретики-то здесь и не хватает. Что же действительно имел в виду законодатель? Поэтому можно даже не сомневаться, что такую поблажку будут давать все страховщики и всем подряд. Иначе клиент уйдет в другую компанию.

В общем, дело затеяли нужное, поправки в Закон назрели, но вот только торопиться не надо. Лучше все еще раз взвесить и просчитать.