ОСАГО: не за страх, а по закону
Руководители страховых обществ Нижнего Новгорода и нижегородских филиалов страховых компаний "НАСТА-ЦЕНТР" , "РЕГИОН" , "РЕСО-ГАРАНТИЯ" , "РОСГОССТРАХ-ПОВОЛЖЬЕ" , "РОССИЯ" , "РОССТРАХ" , "ТРАНСНЕФТЬ" , "УРАЛСИБ" , а также представительства Российского союза автостраховщиков в Приволжском федеральном округе, юристы собрались за "круглым столом" еженедельника "Проспект" , чтобы подвести промежуточные итоги введения в России, и в частности на нижегородской почве, закона об ОСАГО.
Учеба по ходу дела
К вопросу о правовой безграмотности наших автомобилистов участники "круглого стола" еще вернутся, но заместителя директора Нижегородского филиала компании "Росстрах" Виктора ЗЕЛЕНИНА больше волнует деятельность самих страховщиков. Он не стал пенять на закон, а остановился на "парадоксах":
- Мы, страховщики, выполняя закон, призваны в первую очередь защитить права потерпевших. Но на практике во многих компаниях на первом месте стоит все-таки увеличение объема страховой премии. И это становится уже большим минусом, особенно при недостаточной подготовленности страховых представителей. В результате страдает качество обслуживания клиентов. Госпожа Моисеенко права: работа эта не налажена на должном уровне ни у одной страховой компании, особенно в отделах выплат.
Причин минусов, по мнению
В. Зеленина, много, для их счета не хватит пальцев у всех присутствующих. И главная на данном этапе проблема компаний - научить правильно работать персонал:
- Например, к нашей компании были нарекания со стороны Союза автостраховщиков. Что мы сделали? Весь штат отдела урегулирования претензий без исключения уволили. Ввели должность замдиректора по юридическим вопросам. В его подчинении начальник отдела по урегулированию претензий, четыре юриста на штатной зарплате плюс технические работники. Но наладить диалог с потерпевшими при всем нашем стремлении к достижению положительного результата удается не всегда.
Устойчивое мнение части автовладельцев, что "автогражданка" - это лишь плата за "железо" , уже уходит, по мнению заместителя директора Нижегородского филиала компании "Росгосстрах-Поволжье" Сергея КОТОВА, в прошлое:
- Только в этом году наша компания произвела уже десять выплат по здоровью потерпевшим в ДТП. Люди, получая реальные деньги за причиненный их здоровью вред, начинают понимать важность этого вопроса. Но сам момент урегулирования убытков, на мой взгляд, прописан в законе недостаточно четко.
А вот заманчивую идею "семейного" страхового агента (по аналогии с семейным доктором), ведущего своего клиента от заключения договора о страховании до отдела выплат, заместитель директора Нижегородского филиала компании "НАСТА-Центр" Николай КИСЕЛЕВ посчитал утопической:
- В крупных страховых компаниях, обслуживающих тысячи клиентов, такой вариант невозможен. Работа по определению убытков очень квалифицированная, и обучить всех агентов нереально. Кроме того, совмещение таких разных функций в принципе неправильно, потому что создает почву для злоупотреблений. У нас одни люди занимаются страхованием и совсем другие - выплатами, урегулированием претензий.
Обезопасить себя - обезопасить клиента
Очень волнует представителей страховых фирм и проблема безопасности своего бизнеса. В том, что ОСАГО открыло для жуликов новые "горизонты" , корреспондента "Проспекта" убедил и начальник ОБЭП Нижегородского РУВД Игорь ПЕТРОВ.
- Вот пример, - рассказал подполковник милиции. - К нам обратилась одна из страховых компаний. Страховщикам показалось подозрительным, что в нескольких разных авариях незадачливыми водителями выступали одни и те же граждане. Тщательная экспертиза "травмированных" автомобилей показала, что при названном аферистами виде столкновений такие повреждения образоваться не могли. То есть мошенники даже не позаботились о достоверности "подставы". Есть случаи, когда в доле с автовладельцами оказываются эксперты оценочных фирм. Недавно задержали одного специалиста, который обманывал всех: и страховщиков, и владельцев авто, и свое предприятие. Схема была простой: к эксперту обращается попавший в аварию гражданин с просьбой оценить ущерб по максимуму, и тот за мзду выдает ничем не подкрепленный документ.
От себя заметим, что подобные милицейские "открытия" чаще всего бывают случайными, основанными на оперативной информации. Системы противодействия жуликам пока нет.
Точка зрения
У директора Нижегородского филиала компании "Регион" Михаила ПЫХТИНА есть свои предложения по коллективной защите бизнеса:
- Безусловно, все страховые компании являются конкурентами в борьбе за своего клиента, но в вопросах урегулирования убытков мы - партнеры. Ни одна компания не может самостоятельно организовать полноценную работу центров урегулирования убытков во всех регионах России. Никто не может угадать, в какой страховой компании был застрахован виновник ДТП и в какую компанию придется обращаться пострадавшему. Для того чтобы ускорить процесс обмена между страховыми компаниями данными о виновниках ДТП, в рамках Российского союза автостраховщиков формируется единая база данных. А для оперативной работы страховщиков Нижегородского региона с участием Центра оперативно-разыскной информации ГУВД Нижегородской области внедряется проект единого информационного пространства страховщиков и соответствующих органов. Это положит начало совместной борьбе с экономическими преступлениями в сфере страхования и предупреждения преступности.
Ликбез и еще раз ликбез
Правовая безграмотность среднего российского гражданина беспокоит сегодня все страховые и юридические компании, работающие в сфере ОСАГО.
По мнению Николая КИСЕЛЕВА ("НАСТА"), ликбез поможет избежать многих проблем, неизбежно влекущих за собой потери:
- Надо иметь в виду, что процентов 60 всех полисов было продано в декабре 2003 года, не раньше. Что получилось? Аврал. Людям просто раздавали инструкции, на объяснения элементарно не хватало времени. Естественно, что, попав в аварию, потерпевший об этой инструкции и не вспомнит.
Правда, как считает представитель РСА Марина МОИСЕЕНКО, надо иметь в виду еще и психологический аспект проблемы:
- В стрессовой ситуации человек начисто забывает и то, что знал. Требовать от потерпевших какого-то адекватного отношения к ситуации в первый момент бессмысленно, пока не пройдет какое-то время. Иной раз достаточно длительное.
М. Моисеенко упомянула и об общей недоработке практически всех страховых компаний:
- Не все претензии клиентов к страховым компаниям, с которыми они приходят в РСА, являются обоснованными. Первое, что мы пытаемся установить, - действительно ли потерпевшему затягивают срок страхового возмещения. Выявился один интересный момент, касающийся почти всех страховщиков на территории Нижегородской области. Вот приходит потерпевший и говорит: прошел месяц, как я сдал все документы, а денег не получил. Чтобы установить дату сдачи последнего документа, мы спрашиваем, имеется ли расписка или второй экземпляр заявления с пометкой страховой компании. Нет, страховые компании таковые не выдают. Бывают ситуации, когда документы просто теряют. А расписки у потерпевшего, что он эти документы сдал, нет, хотя правилами это предусмотрено. На это надо обратить внимание, а в отделах выплат необходимо организовать процедуру выдачи расписок.
Проблема автострахового ликбеза оказалась настоящей болевой точкой российской "автогражданки". Тему эту "Проспект" по единодушному желанию всех участников "круглого стола" будет развивать и дальше. Конечно, с вашей помощью, уважаемые читатели.
(Окончание. Начало в N 6. )