Перейти к основному содержанию

Главная      Комиссары дорог

Комиссары дорог

По словам страховщиков, случаи страхового мошенничества, когда виновный вступает в сговор с работниками ГАИ или же инсценирует дорожно-транспортное происшествие (ДТП), в Ростове нередки и составляют примерно 10-20 процентов от общего количества аварий.

Шокированного человека легко обмануть, поэтому исход дела во многом зависит от того, как страховая компания защищает своего клиента, а также себя от лишних выплат.

Пустая улица и беспрепятственное движение автомобиля — водитель почти отдыхает за рулем. Вдруг из левого переулка с бешеной скоростью выносится «десятка» и сносит «порядочной» машине двигательный отсек. Шок, волнения, приезд работников ГАИ, выяснение обстоятельств, составление протокола — события мелькают как в тумане. Наконец все позади — пора побеспокоиться о возмещении ущерба. Но только на «трезвую» голову пострадавший понимает, что по документам виноват он...

Одной из самых эффективных мер по предотвращению обмана и, соответственно, помощи клиенту является услуга «Аварийный комиссар», предполагающая выезд на место происшествия работника страховой компании, который вместе с сотрудниками ГАИ разбирается в случившемся. Как правило, это бывшие работники автоинспекции, которые хорошо знают правила и законы. Такая услуга с разной степенью охвата ДТП есть в компаниях «ЭНИ», «Адмирал», «АльфаСтрахование», «Рекон», «Айболит».

***

ГОВОРЯТ СТРАХОВЩИКИ

- Наш аварийный комиссар выезжает на все ДТП, — сообщили в службе маркетинга страховой компании «Адмирал». — Он оценивает ситуацию на месте происшествия, помогает в оформлении документов, информирует клиента, в какие сроки нужно предоставить документы в страховую компанию, а также напоминает телефон круглосуточного сервисного центра, в который участник ДТП может позвонить и проконсультироваться по любому вопросу.

- Аварийный комиссар посещает более 80 процентов случаев ДТП, поскольку бывает одновременный вызов нескольких страхователей или происшествие в ночное время, — сообщил главный специалист отдела выплат ОАО «АльфаСтрахование» Владимир Рязанов.

- В четырех случаях фотосъемка аварийного комиссара помогла работникам отдела дознания ГИБДД вынести верное решение.

- Как правило, специалист выезжает на место ДТП в случае телесных повреждений, серьезного ущерба или неоднозначности ситуации, а также по просьбе клиента, - рассказывает заместитель директора ростовского филиала ООО «Народная страхования компания «Рекон» Владимир Пономарчук. — Для водителей попасть в ДТП — ситуация неприятная, а у большинства может быть стресс, и каждый реагирует по-разному. Сразу же в телефонном разговоре мы успокаиваем клиента, объясняем, как себя вести, какие документы необходимо получить в ГИБДД, и тогда страхователь ведет себя более уверенно, зная, что страховая, компания защищает его интересы.

В компании «ЭНИ» сообщили, что их аварийный комиссар работает круглосуточно, но не все клиенты его вызывают. «Айболит» заверил в охвате всех ДТП страхователей в пределах Ростова.

- После введения этой услуги количество выплат сократилось, — заметил директор по маркетингу и продажам «Айболита» Алексей Волков.

***

АВАРИЙНЫЙ КОМИССАР СТОИТ ДЕНЕГ, НО ОН ТОГО СТОИТ

Зарплата аварийных комиссаров обычно в два раза выше средней по Ростову, им компенсируют затраты на автомобиль, покупают дорогую фотоаппаратуру. Понятно, что это могут позволить не все компании, особенно небольшие.

Впрочем, в целесообразности содержания аварийного комиссара есть не только экономическая, но еще и имиджевая составляющая.

- Если бы эта услуга окупалась только за счет экономической составляющей, аварийный комиссар был бы у всех, — считает Алексей Волков. — Сейчас ОСАГО заниматься достаточно выгодно, но, если не будут пересмотрены страховые тарифы, через полтора-два года оно перестанет приносить прибыль. Из-за инфляции быстро растут суммы по выплатам ущерба. В таком случае через год мы будем вынуждены сократить расходы на продвижение ОСАГО и сконцентрировать внимание на обслуживании старых клиентов, а не на поиске новых. Так что если многие страховые компании до сих пор не ввели услугу «Аварийный комиссар», то вряд ли они это сделают позже.

В «Адмирале» также уверены в необходимости аварийного комиссара.

- В день в сервисный центр «Адмирала» поступает множество звонков от клиентов других страховых компаний, - сообщили в службе маркетинга, — с просьбой выслать аварийного комиссара на ДТП (многие ошибочно полагают, что таковая служба имеется в каждой страховой компании). Диспетчер терпеливо объясняет, что эта услуга для клиентов нашей компании, тогда пострадавшие автомобилисты пытаются предлагать нам деньги за помощь аварийного комиссара на месте аварии.

Таким образом, спрос на комиссаров есть.

Одна из немногих компаний, где уверены, что мошенничество в связи с ОСАГО исключено, — это Страховая компания правоохранительных органов. Там корреспонденту N заявили, что они целиком полагаются на пакет документов с места происшествия. Между тем все больше страховщиков в этом не уверены и для противодействия мошенничествам создают собственные службы безопасности.

- Пока мы детально не расследовали случаи, которые вызывали подозрения, — рассказывает Владимир Рязанов. — Мы отправляли несколько официальных запросов в ГАИ, на которые давали объяснения, подтверждающие протоколы. Сейчас мы создаем собственную службу безопасности, куда будут входить бывшие работники ФСБ, МВД, ГИБДД. Если у отдела урегулирования претензий возникнут какие-то подозрения, они передадут материалы в эту службу. Например, бывают протоколы, где написано, что в крайней левой полосе автомобиль двигался задним ходом.

- По авариям, на которые не вызывали представителя компании, случаются признаки мошенничества, — подтвердил руководитель службы безопасности страховой компании «ЭНИ» Иван Низовой. -В соответствии с законом страхователь обязан в установленный срок оповестить страховщика о происшествии, при этом страхователь до удовлетворения требований потерпевшего о возмещении причиненного им вреда должен действовать в соответствии с указаниями страховщика. Поэтому без беседы с клиентом и осмотра машин выплаты не производятся. Если есть сомнения, проводим независимую трассологическую экспертизу. Например, потерпевший объяснил, что по вине страхователя «ЭНИ» произошло ДТП, были предоставлены протокол, постановление. У нашего инспектора пострадавший автомобиль вызвал подозрение. Объяснения инспектора ГИБДД, выезжавшего на место, разнились с показаниями страхователя. Запросили у других страховых компаний, проходил ли автомобиль потерпевшего по страховым выплатам, получили ответ, что владельцу иномарки уже выплачено страховое возмещение месяц назад.

***

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ КОМИССАРА НЕТ

Автовладельцам, которые в трудный момент оказались без поддержки страховой компании, необходимо по возможности сохранять спокойствие. Во-первых, они должны получить пакет из шести документов: протокол с места аварии, постановление, в котором признается виновный, извещение о ДТП, направление от страховой компании для получения справки из ГАИ, справку из ГАИ, направление на проведение независимой экспертизы для оценки ущерба. Во-вторых, если участник ДТП не согласен с действиями сотрудников ГАИ или их выводами, то он не должен подписывать бумаги. Желательно найти на улице свидетелей, которые могут сыграть в деле существенную роль. Постановление обязательно должно быть вынесено в присутствии виновника ДТП. В течение 10 дней с момента получения постановления виновник ДТП имеет право обжаловать его в вышестоящих органах. В суд можно обращаться и позже. Впрочем, страховщики говорят о том, что, когда клиенты обращались в вышестоящие органы ГАИ (к руководству полка дорожно-патрульной службы), их вину только подтверждали. Опротестовать решения удавалось в суде.

Интересный факт, но почему-то представитель ростовского полка ДПС в телефонном разговоре с корреспондентом N сообщил, что за полтора года существования «автогражданки» к ним не поступало ни одной жалобы от пострадавших. Если же такие люди найдутся, им посоветовали звонить в дежурную часть по телефону 255-81-33.

***

фото: