Кони на переправе
По какому пути будет развиваться рынок обязательного автострахования в России - по немецкому или французскому?
В прессе продолжается обсуждение первых итогов действия закона об ОСАГО. Не только критики "автогражданки", но и ее защитники признают: над законом еще нужно работать и работать.
- Это нормальный процесс, - считает заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Андрей Батуркин. - Во всем мире страховое законодательство дорабатывается и совершенствуется по мере того, как практика выявляет какие-то проблемы или новые перспективы.
По словам господина Батуркина, первый год действия ОСАГО в России помог "подтянуть" правовую культуру населения. Если год назад, покупая полис "автогражданки", наш человек плохо себе представлял, что именно он страхует и как надо действовать в случае ДТП, то сегодня для многих автовладельцев тут уже нет вопросов. Вопросы есть по тем моментам, которые слабо прописаны или вовсе не отражены в законе - должна ли компания компенсировать не только ремонт, но и утрату товарной стоимости нового автомобиля, как быть с возмещением ущерба, когда виновник аварии не вписан в страховой полис, и так далее. Таких моментов немало.
- Российский союз автостраховщиков направил в Госдуму ряд поправок в закон об ОСАГО, - говорит Андрей Батуркин. - В ряде случаев мы подробнее "прописываем" недостаточно ясные моменты закона в методических рекомендациях, которые союз автостраховщиков разрабатывает для страховых компаний.
При этом заместитель исполнительного директора РСА считает, что во многих случаях жизнь сама расставляет все по местам:
- Конфликтов в отношениях автовладельцев и компаний становится меньше по мере того, как нарабатывается судебная практика. Если заранее, по прецедентам, известно, какое решение примет суд, то уже никто - ни гражданин, ни компания - не пойдет судиться просто "из вредности" или чтобы протянуть время. Потому что судебные издержки лягут на проигравшего.
Один из самых непростых вопросов - почему закон об ОСАГО составлен таким образом, что пострадавший в аварии должен обращаться не к "своему" страховщику, а к страховщику виновника ДТП. Минусы очевидны: платишь деньги одной конторе, а занимается твоими проблемами совсем другая, никак не заинтересованная в твоем к ней добром отношении. Эта "кривизна" закона вызывает сильнейшие подозрения у автовладельцев, многие из них прямо говорят о том, что он пролоббирован страховыми компаниями. Но, по словам Андрея Батуркина, страховщикам от такого положения дел тоже мало радости:
- Серьезная компания заинтересована в том, чтобы клиент смог оценить качество ее услуг по ОСАГО и страховал здесь же свое имущество, жизнь и так далее. Поэтому ей было бы выгоднее самой заниматься его проблемами, чтобы показать себя.
Но кто же тогда придумал такой фортель в законе?
- Это не фортель, - говорит замдиректора РСА. - Вот в Германии, например, пострадавший в аварии тоже идет не к своему страховщику, а в компанию виновного. Так же работают законы об ОСАГО в Швейцарии и скандинавских странах. Хотя раньше у них действовала та самая замечательная схема, о которой мы говорили: обращаешься в свою компанию, она тебе выплачивает компенсацию и дальше сама разбирается с компанией виновника аварии. Но жизнь показала, что "своя" компания, чтобы понравиться клиенту, всегда платит ему по самому максимуму. А потом, когда предъявляют на ту же сумму регрессный иск компании виновника, начинаются конфликты. И в конце концов эта схема не прижилась. А вот во Франции и Италии уже много лет она работает достаточно успешно.
Андрей Батуркин говорит, что среди российских специалистов есть разные мнения относительно того, какую модель выбрать в дальнейшем для развития автострахового рынка нашей страны - немецкую или французскую. И та, и другая позиция достаточно хорошо аргументирована. Пока возобладал немецкий вариант. Но в перспективе, считает Андрей Николаевич, возможно, мы все-таки придем к "французскому", более удобному для клиента.