Перейти к основному содержанию

Главная      ПОПРАВКИ ПРИМУТ?

ПОПРАВКИ ПРИМУТ?

Тарифы ОСАГО не гарантируют серьезной помощи в случае беды

Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности будут менять. Поправки рассмотрел и одобрил профильный комитет Госдумы. Выплаты увеличат до 240 тыс. рублей за вред, причиненный здоровью, и до 160 тыс. рублей за поврежденное имущество - каждому потерпевшему независимо от их количества. ДТП с ущербом до 4 тыс. рублей можно будет урегулировать без привлечения ГАИ. Однако срок выплат увеличат с нынешних 15 дней до 30, а для инвалидов и пенсионеров не будет предусмотрено никаких льгот.

Изменить закон об "автогражданке" депутаты пытались не раз за полтора года его действия. Однако все подобные инициативы отклонялись. Лишь сейчас в Госдуму поступили поправки, которые с большой вероятностью будут приняты. По закону страховщики обязаны тратить на страховые выплаты 80 % собранных ими средств. По данным Росстрахнадзора, за 9 месяцев минувшего года они собрали с автовладельцев 34, 5 млрд рублей, а выплатили только 12, 8 млрд рублей, или 37, 1 % от этой суммы. По действующему закону сумма выплат за вред жизни и здоровью ограничена 160 тыс. рублей при одном потерпевшем и 240 тыс. рублей при нескольких, причем эту сумму делят на всех. А сумма выплат за поврежденное имущество составляет 120 тыс. рублей при одном потерпевшем и 160 тыс. рублей при нескольких. И сумма эта опять-таки делится на всех. Теперь предложено платить каждому потерпевшему независимо от их количества за вред, нанесенный здоровью, до 240 тыс. рублей, а за вред, причиненный имуществу, - до 160 тыс. рублей.

Когда закон об "автогражданке" вступил в силу, количество вызовов ГАИ увеличилось на порядок, так как автовладельцы стремились задокументировать любую царапину, чтобы потом получить за нее деньги. Теперь аварии без жертв и с ущербом до 4 тыс. рублей будет разрешено урегулировать без вызова ГАИ. Достаточно будет заполненного бланка извещения о ДТП с подписями обоих водителей.

Минимальный срок страхования оставлен прежним - полгода. Если автовладелец захочет его продлить или вписать в страховой полис еще одного водителя, он сможет это сделать за отдельную плату. А страховщик вправе потребовать осмотра машины, которую страхуют. Он может быть проведен по выбору автовладельца как в офисе страховщика, так и по месту хранения машины. К существующим коэффициентам - территория "прописки" автомобиля, возраст, стаж и количество водителей, наличие предшествовавших выплат - будет добавлен еще один - сезонный. Точное его значение еще не определено. А максимальная сумма страховых платежей ограничена трехкратным размером тарифа, помноженного на все коэффициенты. Сейчас максимальная ставка равна пятикратному размеру базовой ставки тарифа (1980 рублей), помноженной на территориальный коэффициент.

Страховщики получат право устанавливать скидки, но не более 10 % от суммы платежа. Никаких льгот для социально незащищенных автовладельцев в новом варианте закона предусмотрено не будет. Только инвалиды, получившие автомобили по линии Собеса, как и прежде, будут платить 50 % страховых взносов.

Срок, в течение которого попавший в ДТП обязан позвонить страховщику и сообщить об аварии, будет ограничен 24 часами. В нынешнем варианте закона просто сказано "при первой возможности". А письменное уведомление о ДТП нужно привезти либо выслать страховщику не позднее чем через 5 дней после происшествия. Для отдаленных труднодоступных районов установлен срок в 15 дней. Из перечня случаев, за которые страховщик не платит, исключены аварии на внутренних территориях предприятий. Однако если застрахованный совершит аварию в нетрезвом виде, платить будет он, а не страховщик.

Сэкономить на автостраховании даже после, принятия поправок в закон не удастся.

Срок, в течение которого страховщик обязан произвести выплаты, увеличат с 15 до 30 дней. Если потерпевший не согласен с суммой, в которую оценен его ущерб, он сможет получить ту ее часть, по которой не возникает споров, а по поводу остальной части судиться. Страховщик по соглашению с автовладельцем вправе вместо выплаты денег отремонтировать машину.

Адвокат Леонид Ольшанский назвал предложенные поправки "дымовой завесой над гнилым зданием закона" и попыткой "отдать хвост, чтобы сохранить все остальное". А президент Движения автомобилистов России и депутат Госдумы Виктор Похмелкин считает предложенные поправки недостаточными. "Ключевое в законе - это тарифы, а они остаются без изменений", - заявил депутат. По мнению Виктора Похмелкина, тарифы завышены в пользу страховщиков, и их необходимо снизить минимум вдвое.