Проверка на дорогах
Руководители Российского союза автостраховщиков уверены, что, несмотря на "шероховатости" с освоением закона об ОСАГО, через несколько лет он будет работать у нас "почти как в Европе".
ачальник управления методологии страхования РСА Владимир Козлов считает, что в каких-то отношениях наш закон об обязательном страховании автогражданской ответственности уже и сегодня очень прогрессивный. В Италии, например, ждать страховой выплаты автовладельцу приходится до двух месяцев, а в России закон отводит на это две недели. Правда, считать надо с того дня, когда пострадавший в ДТП заполнил все бумаги и собрал все справки. А на это требуются и время, и нервы.
- Дело все в том, что новый закон выявил много несовершенных моментов в других правовых актах, - говорит В. Козлов. - Он "вытащил" проблемы с ГИБДД, с правилами дорожного движения, обнаружил отсутствие достаточной судебной практики по рассмотрению конфликтов между страховщиками и страхователями и много чего еще. Новое всегда шершавое, есть такая поговорка. Сейчас закон проходит обкатку, идет его притирка к другим законодательным актам.
Обкатка и притирка, по мнению В. Козлова, идут вполне успешно. Что нас ожидает в ближней перспективе?
- Думаю, что через два-три года мелкие аварии, в которых пострадало только "железо" (а это 90 процентов всех аварий), можно будет разбирать без ГИБДД, - говорит начальник управления РСА. - Участники аварии должны будут только грамотно заполнить извещение о ДТП и точно установить - кто прав, кто виноват. В этом им поможет разработанная нами Типовая схема аварий. Затем подписанное обеими сторонами извещение нужно отвезти в страховую компанию. И все, больше никаких справок!
Но это светлое завтра. Чтобы оно наступило, нужно внести изменения в Правила дорожного движения. Однако и сегодня, если авария мелкая, если в ней участвовали только две машины и никто из людей не пострадал, - инспектора на место вызывать не обязательно:
- Надо заполнить извещение о ДТП, - советует Владимир Козлов, - убедиться в отсутствии разногласий и ехать вдвоем (можно на своих машинах, если они на ходу) до ближайшего поста ГИБДД. Там инспектор выслушает вас и, удостоверившись, что разногласий нет, выпишет нужные справки. Многие водители просто не знают о такой возможности, а она помогает сэкономить много времени.
В конце прошлого года газеты Издательского дома "Провинция" проводили акцию "Заставим страховщиков работать!". В местные редакции поступило в общей сложности несколько сотен жалоб автовладельцев на действия страховых компаний. Одна из самых распространенных претензий - недоплата. Человек застраховался по ОСАГО, попал в аварию, в автосервисе ему говорят, что ремонт обойдется как минимум в 50 тысяч рублей, а компания "насчитала" только 35 тысяч. Такое происходит сплошь и рядом. Что об этом думают в РСА?
- Ну, я не стал бы так категорично утверждать про "сплошь и рядом" , - говорит В. Козлов. - Конфликты по поводу ОСАГО возникают не так уж часто. Мы тоже работаем с жалобами, у нас их тоже сотни, потому что мы "профильная" организация, к тому же наделенная полномочиями наказывать страховые компании. Так вот, за полгода по стране было урегулировано 240 тысяч страховых случаев, а жалоб в РСА поступило всего 758. Это меньше половины процента.
Тем не менее наличие проблемы начальник управления союза автостраховщиков отрицать не стал:
- Разногласия в оценке ущерба, конечно, случаются. Это вообще непростой вопрос. Вот в Оренбурге, например, автомобильные запчасти по некоторым позициям стоят на 30 процентов дороже, чем в Москве. Потому что рынок монополизирован. И что теперь с этим делать? Думаю, необходимо разработать единые стандарты оценки ущерба, чтобы ни у кого не возникало вопросов "как считать?" И мы надеемся, что Минтранс в ближайшее время решит этот вопрос, а РСА со своей стороны готов оказать всяческую помощь.
Красивым выходом из положения был бы и эстонский вариант: там страховая компания просто ремонтирует за свой счет машину клиента. В Западной Европе это тоже распространенная практика. Владимир Козлов считает, что мы к этому тоже, скорее всего, придем. Да, собственно, по КАСКО (это добровольное страхование автомобиля) уже и в России так работают. Правда, КАСКО стоит намного дороже, чем "автогражданка". К тому же эта форма страхования слабо распространена в России. Поэтому ОСАГО - это выход для владельцев недорогих машин.
К очевидным плюсам ОСАГО, причем плюсам не только для автовладельцев, но и для пешеходов, начальник управления РСА относит создание Фонда компенсационных выплат. Из этого фонда выплачивается компенсация ущерба жизни и здоровья потерпевшему, когда виновник аварии скрылся с места происшествия и установить его не удалось.
- Раньше это была серьезная проблема, - говорит Владимир Козлов. - В ситуации, когда водитель сбил пешехода и скрылся, кто должен был оплачивать лечение, или, не дай Бог, похороны? Только родственники. То же самое при столкновении автомашин с тяжелыми последствиями, когда виновник "в бегах". Теперь три процента от стоимости всех страховых полисов по ОСАГО отчисляются в специальный фонд. Это серьезные деньги. Компенсация пострадавшему или его семье может составлять до 160 тысяч рублей. Об этом, кстати, не все знают.
В заключение господин Козлов призвал автовладельцев, у которых есть претензии к страховым агентам или имеются замечания по каким-то положениям действующего закона об "автогражданке" , обращаться в РСА. С недобросовестнми страховщиками начальник управления и его коллеги обещают разбираться по всей строгости.