Перейти к основному содержанию

Главная      РУКОТВОРНЫЕ БУРИ

РУКОТВОРНЫЕ БУРИ

К чему ведут невнятность целей, некомпетентность правительства, неспособность предвидеть последствия своих действий

- Уверен, что большую политическую ошибку совершают те правительственные чиновники и парламентарии, которые пытаются представить прокатившиеся по ряду городов акции протеста локальными конфликтами из-за нерасторопности местных властей, - говорит научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций, доктор экономических наук, профессор Евгений ГОНТМАХЕР.

Он считается толковым аппаратчиком, хорошо ориентирующимся в коридорах власти. Работал в администрации президента, был заместителем министра социальной защиты, более шести лет возглавлял департамент социального развития аппарата правительства. Непосредственно участвовал в разработке проектов многих законов и правительственных постановлений. Покинул Белый дом в 2003-м по собственному желанию. Нынешнюю напряженную ситуацию в обществе мой собеседник считает весьма тревожным сигналом, сравнивает с вершиной айсберга, подводную часть которого власти не видят (или не хотят видеть).

- Что происходит? Почему важнейшее достижение президентства Владимира Путина - стабильность и наметившаяся после хаоса "ельцинизма" уверенность людей в завтрашнем дне вдруг опять сменяются социальными потрясениями? Надо очень постараться, чтобы на ровном месте, в условиях благоприятнейшей внешнеторговой конъюнктуры и основательного запаса стабилизационных ресурсов начать усердствовать по созданию взрывной ситуации и растущей озлобленности многих граждан. Я имею в виду топорное осуществление монетизации льгот, но тут же - и предложение отменить отсрочки от призыва в армию студентов, не до конца продуманное введение обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), резкое подорожание жилищно-коммунальных услуг, расширение платного сектора в здравоохранении... Кому и зачем надо раскачивать лодку, подталкивать людей к протестам?

- Я не сторонник поиска заговорщиков. Да и как бы они - силы, стремящиеся к дестабилизации положения в стране, - могли провести все эти законы и решения через правительство и Госдуму, большинство в которой имеет пропрезидентская "Единая Россия"? Нет, не нужно искать хитроумные схемы злокозненных врагов. Правительство и - шире - исполнительная власть на федеральном уровне и нередко в регионах демонстрирует удивительную некомпетентность, пренебрежение к умонастроению людей, а порой и просто, извините, глупость. До сих пор идут споры, какая экономическая модель лучше подходит для России. За многие годы не определились, а ведь пора бы. Кабинет министров, как ни удивительно, не имеет ясных целей: куда идем, что строим, какие стратегические и тактические задачи должны решать, как именно, какие механизмы и возможности использовать. Вот и ломаем дрова, причем всегда руководствуясь благими намерениями.

- Планируя замену льгот денежными компенсациями, Минфин и Минздравсоцразвития уверяли всех, что денег теперь будет выделяться значительно больше, чем шло на льготы в предыдущие годы. То есть граждане в итоге выиграют. И в регионах, мол, готовы к переходу на новую систему. А сейчас "глупые люди", не понимая своей выгоды, волнуются, митингуют, перекрывают улицы и шоссе. Премьер Фрадков на днях втолковывал неразумным, что "напряжение возникает в основном на уровне психологического восприятия". Если уж председатель правительства не может адекватно оценить происходящее, что говорить о других высокопоставленных чиновниках? Однако некоторые аналитики считают, что руководители Минфина и Минздравсоцразвития заведомо знали, что у граждан не просчитанные, не подготовленные новации вызовут отторжение, но упорно продавливали свой проект...

- Минфин и другие ведомства, конечно же, не имели тайной цели взбаламутить страну. Возможно, руководители и прогнозировали возникновение отдельных конфликтов по поводу непопулярной реформы, но считали и считают, что все удастся "утрясти", скоро граждане успокоятся, привыкнут к новому порядку. Все-таки, я полагаю, в основе большинства ошибочных решений - некомпетентность и неозабоченность социальным самочувствием людей. Взять хотя бы те же расчеты, на которые постоянно ссылаются минфиновцы: столько-то триллионов рублей необходимо на реализацию всех льгот, а в казне этих денег нет... Но точно подсчитать стоимость льгот без широких исследований невозможно. Сколько лекарств и на какую сумму нужно в течение года гражданке Ивановой из города N? А гражданину Петрову? Сколько раз он ездит на автобусе, на электричке? А Сидоров? А в других городах? Это черновая работа, с ней "некогда" возиться. И цифры зачастую берутся с потолка, хотя в официальных бумагах приводятся какие-то расчеты, ссылки на полумифических специалистов, "аналитические материалы"... Все это мало отражает реальную жизнь. Профессионалы это понимают, а чиновник-дилетант и сам начинает верить в цифровую "муть", поэтому в пояснительных документах пишет, что "граждане от монетизации только выиграют" и скоро это поймут.

Россиянам постоянно внушалось, что у нас было много "нефинансирумых мандатов". И лучше, мол, не обманывать граждан, оставить только финансируемые льготы, заменив их деньгами. Здесь перемешаны правда и лукавство. Денег не хватало, но ситуация не была такой драматичной, какой становится после не проработанной понастоящему замены льгот компенсациями. Потому что на деле массу людей ущемили, и как их ни убеждай, что им стало лучше, они уверены, что их обманули...

- В ходу версия, что все беды - от необоротистости региональных начальников. Вице-спикер Совета Федерации Светлана Орлова в простоте заявила Интерфаксу: "Надо проверить парочку регионов и дать по зубам тем, кто не выполняет своих обязательств по закону. Никогда не поверю, что в местных бюджетах нет денег на выплату компенсаций". Может, в самом деле губернаторы решили в пику центру сэкономить на компенсациях?

- Отдельные факты нерасторопности исключить нельзя, но большинство регионов действительно имеет скудный бюджет. Не надо центру перекладывать свои ошибки на губернаторов, это и нечестно и контрпродуктивно. Смотрите, что получилось. На федеральном уровне денег выделили побольше, чтобы в 2005-м не было жалоб от федеральных льготников (где найдут деньги для этого нового финансового обязательства государства в последующие годы - непонятно), а вот на местах, мол, пусть власти сами разбираются "со своими". Да, определили размер субсидий, трансфертов, рекомендовали выдавать ветеранам труда 200-рублевую, а труженикам тыла - 300-рублевую компенсацию и умыли руки. Насколько точными были эти расчеты, показывают социальные эксцессы в Ижевске, Самаре, Тольятти, Альметьевске, Барнауле, в Подмосковье, Стерлитамаке, Уфе и других городах.

- В принципе идея замены льгот деньгами - правильная. Как же, по-вашему, нужно было реализовывать ее, чтобы не провоцировать "льготную революцию"?

- Прежде всего - не суетиться. Первый этап надо было посвятить составлению персонифицированных карт по каждому льготнику: бюджетные расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг, транспорта (включая количество поездок данного гражданина), стоимость лекарств для него, лечения... И тогда мы бы имели не средне-потолочные цифры для расчетов, как сегодня, а реальные. На втором этапе - введение в порядке эксперимента замены льгот деньгами в 2 - 3 регионах. И только после этого, зная реальную ситуацию, подводные камни, с учетом всех плюсов и минусов можно распространять новации, пусть и непопулярные, на всю страну. Конечно, при реализации этой схемы подготовительный период занял бы немалое время, но зато в стране гарантированно бы не штормило. У нас же решили пойти напролом, без сколько-нибудь серьезной экспертизы, диалога с обществом. Идея подготовки такого проекта родилась совсем недавно - весной прошлого года. Скоропалительно написали сырой документ, приняли в первом чтении. В проект самим же правительством было предложено почти 200 страниц поправок. Вот это и есть наглядное проявление непрофессионализма.

Подобных примеров множество. Один из них - неплохо задуманная, но плохо организованная и, по сути, проваленная пенсионная реформа, от которой начиная с 1 января отсечены самые активные работники среднего возраста - 40- и 50-летние. Из-за примитивно задуманного снижения ЕСН дефицит Пенсионного фонда теперь покрывается из государственного бюджета. Все это системные ошибки. Большую тревогу вызывает и запланированная на ближайшее время реформа здравоохранения. Вот свежий документ: планируется в 2006-м преобразовать 40 процентов бюджетных поликлиник и больниц в автономные учреждения и государственные (муниципальные) автономные некоммерческие организации, а в 2007-м намерены довести эту цифру до 70 процентов. Не приведет ли это к расширению платного сектора в нашем здравоохранении до опасных, неприемлемых у нас масштабов?

В структуры власти пришло много случайных людей, не имеющих ни соответствующей подготовки, ни способностей, ни профессиональных качеств, необходимых для управленцев, ни знания российских реалий. Зато в избытке корыстолюбие, стремление каким угодно способом дотянуться до денежных потоков.

- Почему же именно сейчас обострилась ситуация?

- В одном временном периоде сошлись сразу несколько непродуманных социальных новаций, которые затрагивают интересы практически всех слоев населения - и бедных, и среднего класса, и даже богатых. По сути, нарушается диалог между властью и бизнесом. Снижаются темпы экономического роста, повышаются цены (только на лекарства в конце прошлого года они увеличились на 15 процентов). Наглеет преступный мир, продолжается криминализация общества. Буксуют административные и другие реформы. Зарплату бюджетников отдали регионам, и она будет оставаться нищенской на тех дотационных территориях, где нет денег. А тут еще отмена льгот...

- Так ли уж все серьезно? Ведь конфликты, связанные с отменой льгот, не носят долговременного характера, локальные пожары удается, как правило, быстро гасить...

- Да, пока жителей несложно вытеснить силами ОМОНа с улиц. Вскоре, очевидно, открытые выступления прекратятся. Но в феврале, когда граждане получат квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг, вполне возможно повторение акций протеста. Ведь эти квартирные платежи с нынешнего года увеличиваются на 15-35 процентов. И опять ОМОНу придется пресекать беспорядки. Граждане разойдутся по домам. Но обида, ожесточение останутся. Это еще хуже - когда люди затаятся и озлобятся. У нас ведь до сих пор помнят и павловскую реформу, и январь 1992-го, и август 1998-го. Чиновники играют с огнем. Представьте: в 2006-м или 2007-м появится некая популистская, псевдопатриотическая структура, которая, зная об озлобленности граждан, популистски пообещает золотые горы, вполне нормальную жизнь, справедливость. Результаты выборов могут оказаться непредсказуемыми.

Наши властные структуры, на мой взгляд, не обладают тремя важнейшими качествами:

1. Способность оперативно и адекватно реагировать на то, что происходит в стране. 2. Стратегическое мышление. 3. Умение вести диалог с обществом, говорить с "неудобными" собеседниками, выслушивать оппонентов. Диалог пытаются подменить информационными кампаниями, но они нередко организованы неуклюже.

Политическая элита, к сожалению, даже не стремится отражать интересы общества, вести страну к ясно обозначенным новым рубежам, к достойному уровню жизни. Президенту, как представляется, не уйти от непростой задачи смены неэффективных управленцев...

- Помогает ли чиновникам высокая популярность Владимира Путина?

- Нередко видится, что скорее наоборот: популярность президента расслабляет многих государственных деятелей. Они чувствуют себя спокойно за широкой спиной пользующегося доверием граждан главы государства. И так же спокойно, не думая, порой просто подставляют Путина. Это может иметь печальные последствия. Вот данные социологического исследования, проведенного в канун Нового года компанией "Ромир мониторинг" в более чем ста городах и населенных пунктах России. Почти половина опрошенных (49 процентов) считают, что происходящие в стране события "ведут в тупик". Год назад таких ответов было значительно меньше - только 29 процентов. Как ни относись к таким опросам, но это сигнал Он должен быть услышан.