Перейти к основному содержанию

Главная      Виталий Метельков: "У нас не может быть заказных дел"

Виталий Метельков: "У нас не может быть заказных дел"

Интервью. Наступивший год станет годом борьбы со схемотехниками. По словам начальника управления надзора и финансового контроля Росстрахнадзора Виталия Метелькова, перечень компаний, которых ожидает проверка, уже готов.

- Виталий Николаевич, с какими нарушениями в работе страховщиков вы сегодня чаще всего сталкиваетесь?

- У меня на столе лежит список компаний, которым мы ранее выдавали предписание об устранении нарушений. В нем 337 страховщиков. Значительная доля наших претензий к компаниям связана с их деятельностью по ОСАГО. Собственно, это не столько наши претензии, сколько нарекания со стороны граждан. За последние полтора месяца через Росстрахнадзор прошло 1, 5 тыс. жалоб граждан. Каждую жалобу мы отрабатываем: делается запрос, компания предоставляет ответы. Во многих случаях претензии оказываются обоснованными, и тогда мы принимаем меры в виде предписаний.

- А на что жалуются страхователи?

- Как правило, речь идет либо о нарушении сроков выплат, либо о необоснованности отказа в возмещении. Например, компания отказывает в выплате на основании того, что отсутствует заявление лица, причинившего вред, о признании им своей вины. Обязательность такого заявления ни в одном нормативном акте не прописана. А страховщик пишет, что до тех пор, пока причинивший вред не представит эту бумагу, выплачивать ничего не будет. Естественно, в этом случае отказ мы считаем необоснованным.

- Что в ближайшее время ждет нарушителей, которые игнорируют предписания Росстрахнадзора?

- Сейчас готовится приказ о приостановлении действия их лицензий. Пока я не могу сказать, сколько компаний в него войдет. Мы просто-напросто выполняем закон: нарушения, на которые мы указали в своих предписаниях, должны быть устранены в установленный срок. Если страховая компания их игнорирует, мы обязаны ее наказать.

- Будут ли громкие имена в приказе?

- Возможно. Но пока называть каких-то конкретных страховщиков я не вправе - работа продолжается.

- А войдут ли в этот приказ компании, "попавшиеся" на участии в так называемой налоговой оптимизации?

- Нет, сейчас санкции последуют только в отношении компаний, не исполнивших наших предписаний. "Схем" этот приказ никак не касается. Но мониторинг рынка ведется и в этом направлении. Сегодня мы наладили обмен информацией с Федеральной налоговой службой, Федеральной службой по финансовому мониторингу. Много информации приходит из УБЭП по поводу компаний, вызывающих интерес у специалистов этого подразделения МВД. Они посылают нам свои материалы, на основании которых мы уже знаем, на какие моменты обратить внимание. С этого года мы совместно со специалистами из этих ведомств приступаем к проверке деятельности страховщиков, в отношении которых у нас есть данные, позволяющие подозревать их в организации схем. Это будут проверки, что называется, с выездом на место. Перечень компаний, где мы побываем, уже определен. Первоначально мы выберем две-три из них, особо "отличившиеся" в 2004 году. Это, конечно, немного, но позволить себе "нахватать" компаний для проверок, чтобы потом не осилить этот объем, мы не можем. Поэтому мы пойдем целенаправленно: сначала проведем полную проверку первого, второго, третьего страховщика из списка, потом будем переключаться на других.

- Сегодня в лидерах по сбору премий оказываются страховщики, публичностью, мягко говоря, не отличающиеся и хотя бы по этой причине вызывающие подозрения у людей несведущих. Можно ли ожидать, что в результате проверок тридцатка лидеров в 2005 году претерпит существенные изменения?

- Нет, не обязательно. Но мы будем стараться, чтобы в лидерах остались компании, занимающиеся реальным страхованием.

- По каким критериям вы намерены выявлять "схемотехников"?

- Я бы хотел оставить эту тему без комментариев. Могу лишь сказать, что подход по каждой компании мы подбираем индивидуально, под общую гребенку никто не попадет. У какой-то компании может быть изъян в одной сфере деятельности, из которого видно, чем она занимается, другую выдает что-то иное.

- Вы сказали, что в первую очередь навестите компании, "отличившиеся" в 2004 году. Означает ли это, что проверка будет проходить лишь по итогам прошлого года?

- Разумеется, нет. Мы будем оценивать деятельность компаний за разные периоды. Для налоговых проверок срок давности установлен в три года. Из этого будем исходить и мы.

- Но за три года многие страховщики успели отказаться от схем, во многих сменились собственники.

Будут ли они нести ответственность за грехи прежних владельцев?

- Если мы выявим нарушения в их прежней деятельности, мы все равно должны на них отреагировать - закон обязывает - вплоть до отзыва лицензий. Собственники могли меняться сколько угодно, но юридическое лицо остается, остаются его обязательства, остается его ответственность. Что же касается владельцев, под управлением которых компания начала заниматься схемами, то они вне сферы нашей компетенции -им вопросы задают сотрудники налоговых и правоохранительных органов, как и "страхователям", для которых эти схемы создавались.

- Схемами на страховом рынке занимаются или занимались многие, но в ближайшее время вы намерены проверить только несколько компаний. Не опасаетесь ли обвинений в заказном характере этих мероприятий?

- У нас нет и не может быть заказных дел. Мы не принимаем ни одного решения ни о приостановлении, ни об отзыве лицензии без тщательной проверки всех фактов. Ведь после таких проверок - тем более если будут сделаны серьезные выводы в отношении компаний - как правило, начинаются судебные разбирательства с нами. И если мы проиграем, то окажемся в неловком положении. Хочу подчеркнуть: нам никто никогда не давал команды кого-то трогать или кого-то не трогать, у нас все объективно: если есть нарушение - значит, будем наказывать.

- В 2005 году должна все-таки начаться реформа обязательного медицинского страхования. Сегодня на этот рынок идут компании, ранее державшиеся от него в стороне. Однако ОМС - специфическая деятельность, находящаяся в сфере ответственности не только Росстрахнадзора, но и Минздравсоцразвития. Как сейчас регулируется этот рынок?

- Мы лицензируем медицинских страховщиков и следим за тем, чтобы они не нарушали страховое законодательство и установленные для них нормативы. Минздравсоцразвития время от времени обращается к нам с просьбами принять меры к той или иной компании. Полученную от этого ведомства информацию мы проверяем и принимаем соответствующие меры - действуем точно также, как и по обычным страховщикам.

- А разночтения по размеру уставного капитала медицинских страховых организаций удалось преодолеть?

- У нас позиция четкая: медицинские страховщики подпадают под действие закона об организации страхового дела. Следовательно, они должны удовлетворять и установленным в нем требованиям по размеру уставного капитала. Компании, которые не потрудились этого сделать, должны покинуть рынок. Соответствующий проект приказа об отзыве лицензий уже готов.

- Но ведь во многих регионах страховщиков по ОМС не хватает. Не опасаетесь ли вы, что в такой ситуации отзыв лицензий у действующих компаний осложнит конкурентную ситуацию на рынке?

- Нет. Сегодня Росстрахнадзор выдает лицензии на проведение ОМС всем желающим (если они, конечно, удовлетворяют установленным требованиям) фактически вне очереди. Поданные документы рассматриваются очень быстро. Я полагаю, что образовавшиеся на этом рынке "вакансии" быстро заполнятся.

- Чего ждать страховщикам от вас в 2005 году?

- Прежде всего ужесточения контроля за страховщиками.

- Для выполнения этой функции вам достаточно полномочий?

- Пока достаточно.

***

Финанс.

Обсудить эту тему и задать вопросы авторам вы сможете в разделе "Форум" на сайте www.finansmag.ru/forum