Пусть путь будет т ровным, а страховка - надежной
Свыше девяноста процентов питерских водителей имеют полис ОСАГО
Прошло уже почти полтора года с того момента, как в России действует система обязательного страхования автогражданской ответственности. А с января 2004 года все автовладельцы обязаны иметь полис ОСАГО.
На практике (исходя из данных ГИБДД о численности автотранспорта 33 млн единиц) доля застрахованных в течение первого года достигла 93% в крупнейших городах, в целом по стране она ниже - 76,6%. Но, судя по опыту тех стран, где ОСАГО введено относительно недавно, такой результат следует признать одним из наилучших.
Опрос социологов показал, что 64% автовладельцев удовлетворены обслуживанием в выбранной страховой компании. При этом 95% застрахованных водителей не намерены менять страховщика. Такие данные содержатся в аналитическом исследовании, выполненном по заказу "Росгосстраха" и предоставленном в распоряжение редакции "Санкт-Петербургских ведомостей".
Приведенные цифры свидетельствуют о том, что российские страховщики в целом сумели создать инфраструктуру для выполнения закона об ОСАГО и наладить систему урегулирования убытков. Первый этап действия закона позади. Теперь полис ОСАГО уже стал привычным спутником шофера. Примерно как аптечка в салоне - вроде бы, когда все в порядке, про нее можно не вспоминать, но когда она понадобится - горе, если ее не будет под рукой.
А ведь введение обязательных полисов сопровождалось горячими спорами. Сейчас подавляющее большинство водителей поняли, что это не очередной налог, а реальная гарантия для всех, кто ходит и ездит по улицам и дорогам. Система ОСАГО опробована в десятках государств Европы и Америки, только в Чили и Бразилии нет такого закона. Введение этой системы в России, что называется, назрело. Потеря здоровья или порча вещи, на покупку которой откладывались семейные сбережения в течение нескольких лет, - настоящая драма. А нелепая и внезапная гибель человека - страшная трагедия. Так вот, в 2003 году в России был зафиксирован самый большой за десятилетие рост количества и тяжести ДТП. К сожалению, скорее всего, эта тенденция сохранится.
Всего за 2003 год в стране было зарегистрировано 204.267 ДТП, в которых погибли 35.602 человека, еще 243.919 человек получили ранения. По данным ГИБДД, за 9 месяцев 2004 года в стране зарегистрировано 150.283 ДТП, в которых погибли 24.378 и получили ранения 183.197 человек. По уровню аварийности на автотранспорте Россия далеко обошла экономически развитые страны: тяжесть последствий ДТП превышает среднеевропейский уровень почти в 15 раз.
За один год Россия теряет на дорогах людей почти в три раза больше, чем вся Советская Армия за девять лет пребывания в Афганистане.
Система поощрений за безаварийную езду, повышенных тарифов для виновников ДТП и значительных штрафов за отсутствие полиса поможет навести порядок на дорогах. Но все же чудес от ОСАГО ждать не стоит. Главное - обязательное страхование может гарантировать, что жертва ДТП не останется один на один со своей болью.
Раньше, добиваясь с виновной стороны возмещения за причиненный ущерб, нужно было пройти порой через годы судебных разбирательств. Но зачастую виновник ДТП был не способен выплатить убытки потерпевшим или укрывал доходы и имущество.
Страховка и нужна для того, чтобы превратить проблемы автомобилиста в проблемы его страховой компании.
Цифры показывают, что ОСАГО - совсем не суперприбыльный бизнес. По данным Российского союза автостраховщиков, за год продано 25,2 млн полисов ОСАГО, собрано 48,2 млрд руб. Выплаты составили 8,2 млрд руб., их средняя величина составляет 18,9 тыс. руб. На первый взгляд, кажется, что страховые компании получили доход 40 миллиардов рублей, но кто так думает - или не разобрался в законе, или вовсе его не читал.
Закон гласит, что 77% собранных с автовладельцев средств идет на формирование страховых резервов для последующего осуществления страховых выплат и возврата страховых взносов при досрочном расторжении договора. Эти средства не могут использоваться на другие цели. Федеральная служба страхового надзора жестко следит за выполнением требований по формированию резервов.
Согласно законодательству, прибыль страховой компании от ОСАГО не может превышать 5% от собранных средств. Не более 20% идет на обеспечение страховых операций (на ведение дел и т. д.), 3% - в Российский союз автостраховщиков, в котором также создаются резервы гарантий и компенсационных выплат. В страховании подводить какие-либо финансовые итоги можно по истечении срока действия договора. Поэтому делать математически обоснованные выводы о прибыльности или убыточности можно будет только через три года действия закона.
***
Сейчас активно идет процесс перезаключения договоров страхования ОСАГО, и, как известно, дисциплинированным водителям, не совершившим за год ни одной аварии, полагается скидка 5% за безаварийную езду при продлении полиса ОСАГО. Помимо этого до конца года "Росгосстрах" дарит автовладельцам карту Клуба друзей "Росгосстраха", по которой можно получить дополнительные скидки в компаниях-партнерах "Росгосстраха". Лишний раз хочется напомнить водителям, что продлевать полис ОСАГО нужно в надежных страховых компаниях, которые уже давно работают на рынке и смогут обеспечить выплату пострадавшему в аварии в случае ДТП.