"АВТОГРАЖДАНКА": ЗАЧЕТ СДАН
Подходит к концу 2004 год. Для многих российских автовладельцев, пешеходов, сотрудников дорожной автоинспекции и, наконец, страховых компаний он стал первым полноценным годом действия договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). За такое короткое время закон об ОСАГО действительно стал социальным механизмом, который сделал отношения на дорогах более цивилизованными и позволил финансово защитить пострадавших. О первых достижениях и проблемах "автогражданки" наш разговор с Игорем Игнатьевым, вице-президентом компании "Росгосстрах" - бесспорного лидера автострахования в нашей стране. За время действия закона об ОСАГО россияне приобрели 15 000 000 полисов РОСГОССТРАХ АВТО.
Главный и очевидный итог первого полноценного года работы закона об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств - это то, что закон работает. Многие автовладельцы начали понимать, что закон об ОСАГО - это не очередной налог, а социальный механизм, позволяющий сделать отношения на дорогах более цивилизованными и финансово защитить пострадавших. И это подтверждается целым рядом статистических показателей. Теперь при ДТП его участники все реже прибегают к полюбовному или, наоборот, "силовому" решению проблем. Пострадавшие (автовладельцы и пешеходы) стали получать компенсации за нанесенный ущерб. За первый год действия закона заявлено 534 тыс. страховых случаев. Из них урегулировано почти 434тыс. (81, 2%).
Сегодня большинство автовладельцев, оформивших полисы ОСАГО, относятся к нему не как к бумажке, которая позволяет выполнить формальные процедуры в ГИБДД, а как к финансовому документу.
Зафиксирована также высокая степень законопослушания российских граждан. Доля застрахованных в течение первого года составила 93% в крупнейших городах или 76, 6% в целом по стране. Данный результат является одним из наилучших среди стран, в которых обязательное страхование было введено относительно недавно.
Наконец, закон об ОСАГО способствовал выявлению истинной картины аварийности на российских дорогах.
- Заключение договора по ОСАГО, конечно, важно. Но это только первый шаг на большом пути. Для любого клиента гораздо важнее, как и в какие сроки его обслужат, особенно в случае дорожно-транспортного происшествия. Не так ли?
- Качественное обслуживание клиентов - наша важнейшая задача. Ведь в страховую компанию, как и к врачу, люди обращаются, когда у них случилась какая-нибудь неприятность. Поэтому крайне важно, чтобы клиент уходил от нас довольный, с улыбкой. Клиенту нужно помочь в максимально сжатые сроки правильно оформить документы на выплату. Это залог того, что он не только продлит у нас полис ОСАГО, но и приобретет другие страховые продукты для себя и своей семьи.
Закон об ОСАГО поставил страховые компании в совершенно новые условия - ведь раньше с таким массовым наплывом страхователей никто из страховщиков дела не имел. Росгосстрах, например, открыл 233 центра урегулирования убытков (ЦУУ) по всей стране, особенно в тех городах, где много автомобилей. Центры располагаются в удобных для подъезда местах, например поближе к оживленным магистралям.
Средний срок урегулирования убытков по ОСАГО в Росгосстрахе составляет 15 дней. В ряде регионов, как показывает практика, он занимает меньше времени. В Тюмени, например, этот срок составляет 8 дней, во
Владимире - 5 дней, а в Мордовии ЦУУ вообще укладывается в 3 дня после ДТП. Но, и это важно помнить, установленный законом срок отсчитывается с момента представления последнего документа.
- Можно ли говорить о том, что российские автовладельцы признали обязательную "автогражданку"?
- Судите сами. Согласно одному из недавних исследований, проведенных в 13 городах-миллионниках, среди страхователей, побывавших в ДТП, 64% были удовлетворены обслуживанием страховой компании. Из тех 36% страхователей, кто остался недоволен страховщиками, 80% были недовольны волокитой, бюрократизмом. Однако эти опросы не показывают неудовлетворенности размером тарифов. В свою очередь ВЦИОМ также провел исследование, согласно которому среди пользователей ОСАГО 47% опрошенных удовлетворены качеством услуг. Это феноменальный показатель после первого года действия закона, который вызвал столько дискуссий.
Напомню: постановление правительства, определяющее правила и тарифы, без которых невозможно было приступить к реализации закона, принято только в мае 2003 года, а уже с 1 июля закон вступил в действие. То есть в очень сжатые сроки, при массовом наплыве населения разворачивалась не только система продаж, но и система обслуживания клиентов. Сегодня можно с уверенностью говорить: страховщики в целом справились с очень важной и сложной задачей и сумели развернуть инфраструктуру по возмещению убытков в масштабах всей страны.
А сегодня наша общая задача - повысить качество самого продукта и уровень обслуживания клиентов, устранить все недоработки с учетом накопленного опыта.
- И в заключение: что бы вы хотели пожелать нашим читателям в канун Нового года?
- Каждый день в представительства Росгосстраха по всей стране обращаются граждане, которые хотят продлить действие своих полисов либо заключить договор. В прошлом году многие граждане до последнего момента откладывали приобретение полиса ОСАГО и в результате вынуждены были терять время в очередях. Поэтому я обращаюсь к автовладельцам с искренним призывом: прийти в представительства нашей компании в ближайшие дни и спокойно заключить или перезаключить договор страхования. Это поможет существенно сэкономить свое время.
А в канун праздника позвольте от имени почти 100-тысячного коллектива Группы компаний Росгосстрах поздравить всех с наступающим Новым годом и пожелать всем здоровья, счастья и удачи!