Перейти к основному содержанию

Главная      Одна ступенька - еще не лестница

Одна ступенька - еще не лестница

Автогражданка продолжает будоражить публику. Опять это тема дня, и никак не поставим в спорах точку. Сплошные многоточия.

КАКАЯ БОЛЬ, КАКАЯ БОЛЬ...

Продолжают ломать копья и в верхах. Днями руководитель Федеральной службы страхового надзора РФ заявил на пресс-конференции, что необоснованно завышенные московские тарифы по ОСАГО (в частности, на внедорожники, мотоциклы и мопеды) должны быть скорректированы, и с этим его служба обратится в правительство.

Насколько я понимаю, внедорожник вообще может приобрести человек, для которого сумма страховки значит столько же, как нынешние пять копеек для обывателя. Мотоциклы бывают разные, тут судить не берусь. А на мопедах понятно кто ездит. Интересы водителя мопеда и того, у кого "слишком мелкий жемчуг" , связать не удается, как ни стараюсь. Не могу понять и такую вещь: почему у нас продолжают громогласно оспаривать то, что давно существует в развитых странах? Ведь на самом деле гражданская автоответственность - это реальная ячейка того самого гражданского общества, появления которого ждет большинство соотечественников и завидует по этому поводу Западу?.

МЫ - В ЕВРОПЕ, А ВСЕ РАВНО...

Эти умозаключения подкреплю иллюстрацией. Абсолютное большинство стран из числа развивающихся имеют закон об ОСАГО. Исключение составляют Мексика, Бразилия и Чили (как они обходятся без автогражданки, в бразильских сериалах, например, не отражено, а другой информации нет). Подходы к организации ОСАГО в странах восточной Европы (включая Россию) во многом идентичны. Разнятся лишь суммы штрафов - в Чехии нарушитель платит 630 евро, в Польше и Словакии - 500, в Венгрии - 90, а у нас - 14. Средний размер тарифа за автомобиль в соседних странах 110 евро, что вдвое больше, чем этот показатель в России. Но мы держим весьма сомнительное лидерство - по аварийности. Главной причиной этого "достижения" эксперты называют низкий уровень водительской дисциплины и сознательное пренебрежение правилами дорожного движения. Кто-то пренебрегает правилами, а кто-то гибнет под колесами или остается калекой на всю жизнь. Встает вопрос: что с этим явлением делать? Ответ логичен: заставить нести ответственность того, кто может быть потенциально виновен в дорожном происшествии. Полис "автогражданки" - это хоть какая-то, но гарантия того, что пострадавшему будет возмещен ущерб, даже если водитель-нарушитель окажется беден, как церковная мышь. Потому и ввели ОСАГО.

Автогражданка резво ввезла нас в Европу, но изменила ли что на наших дорогах? Заместитель начальника ГАИ области Александр Геннадьевич Назаров обрисовал ситуацию так. За 10 месяцев произошло 2707 дорожно-транспортных происшествий (снижение по сравнению с прошлым годом на 0, 6 %). Погибло 475 человек и ранено 3415.

Но это верхушка айсберга. А в его основании показатель покруче - 11500 (!) ДТП, в которых люди не пострадали, но автомобилям нанесен значительный материальный ущерб. Ровно половина дорожных происшествий произошла с участием легковых автомобилей, т. е. индивидуального транспорта. Практически в два раза возросло количество аварий, виновниками которых являются водители автобусов. Рост таких происшествий - более чем на 26 процентов! За тот же период 2004 года выявлено 3 тысячи нарушений условий страхования, а 4, 5 тысячи нарушителей вообще не имели страховых полисов автогражданки. Вот так.

КУДА КРИВЫЕ ПРАВИЛА ВЫВЕДУТ...

Цифры вроде бы говорят в пользу ОСАГО, но утверждать это категорически не берутся пока ни гаишники, ни страховщики. Почему же?

- Слишком много изъянов в законе, - говорит Александр Печорин, заместитель директора управления методологии клиентского обслуживания холдинговой компании "Росгосстрах". - Отсутствует единая методика оценки стоимости восстановительного ремонта. Компании, которые занимаются этой оценкой, часто порождают у потерпевших неоправданные надежды на будущие страховые выплаты, которые рушатся, когда вмешивается страховщик.

Это разочарование автогражданкой выплеснул на меня и приятель, в недавнем прошлом сотрудник ГАИ, а ныне защищающий интересы автолюбителей. Он рассказал, как жена его друга поехала на новенькой машине в Москву и там эту машину сзади здорово стукнули. Полис "автогражданки" у виновника аварии не росгосстраховский, как у потерпевшей, а иной компании. "Теперь безуспешно ту компанию разыскиваем, и никто нам в этом не помогает. Почему закон не предусмотрел и здесь строгости?" - спрашивает приятель, хотя он в этом деле - спец. Я, хотя и дилетант, вынуждена с ним согласиться.

Действительно, почему на основе уже тысяч предложений, поступивших за год действия ОСАГО, наши депутаты и правительство не попытались исправить и кривой закон, и кривые правила? Почему не создана независимая техническая экспертиза? Где единая методика оценки ущерба? Ведь без этих "частностей" автогражданка никогда не станет тем, чем стала в других странах: гарантом для потерпевших. Сейчас инициативу берет в свои руки "Росгосстрах" , и как страховщик, и как активный член Российского союза автомобилистов.

- Пытаемся создать четкий документ и представить его в правительство. От него зависит дальнейшее урегулирование всей процедуры, - сказал А. Б. Печорин.

Поистине революционная ситуация: "низы" уже ждать не могут. Резонно при такой массе пострадавших. Ведь только "Росгосстрах" открыл по стране более 200 центров урегулирования, и там никогда не бывает безлюдно.

* * *

Плохая новость от подруги. В третий раз у нее выпали передние зубы. У человека горе. Позапрошлой осенью Ленку сбила машина. Водитель сначала смылся с места происшествия. Потом его разыскали, но толку-то... Несмотря на составленные акты и видимый ущерб здоровью (выбито четыре передних зуба и проведено в больнице четыре месяца) и отягчающие обстоятельства (водитель был пьян) - дело тянется до сих пор. Ленка - преподаватель в вузе, потому голливудские зубы вставить не могла. А те, которые вставила, периодически выпадают. "Жвачкой уже не приклеиваются" , - шепеляво сказала по телефону Ленка.

Если вам захотелось рассмеяться, поставьте себя на ее место - и, уверена, настроение резко сменится. Напомню: только за 10 месяцев этого года на дорогах области ранено и погибло почти 4 тысячи наших сограждан. Ленке еще и повезло...

После этого многоточия уместно добавить лишь одну фразу. Ее произнес на недавней пресс-конференции, которую проводил "Росгосстрах-Центр" руководитель департамента автострахования холдинговой компании "Росгосстрах" М. Ю. Кравцов. "Закон по ОСАГО - первая ступенька для развития страховой культуры россиян" , - так сказал он.

Будем считать, что на эту ступеньку с горем пополам мы уже поднялись и вниз спускаться нет никакого резона. Разве что подниматься вверх. Или я не права?.

Адреса в г. Владимире: ул. Михайловская, д. 61. Тел. 23-25-46; ул. Вокзальная, д. 14А. Тел. 32-73-28.

Вызов агента на дом 32-54-77 (бесплатно).

Агентства и отделы во всех районах области.