Откажемся ли мы от частников?
Свободных точек для работы таксистов в Москве уже не осталось - "хлебные места" поделены. На вокзалах и площадях, перед дискотеками и ресторанами дежурят частники. На многих машинах - иногородние номера. Их хозяева приехали в Москву не для того, чтобы полюбоваться Первопрестольной, а исключительно чтобы подзаработать извозом.
Как свидетельствует исследование, проведенное Центром инвестиционных проектов и программ, сегодня жителей города развозят около 4 тысяч официальных такси и... 40 тысяч частников. Ежегодный оборот рынка такси в Москве колеблется от 400 до 900 миллионов долларов, 90% из которых остаются в карманах "бомбил", многие из которых не имеют навыков вождения в мегаполисе, а их машины разваливаются прямо на дороге. И начинаешь задумываться: а может, все-таки такси?
НАША СПРАВКА. Первые 15 таксомоторов появились в Москве 21 июня 1925 года. Именно этот день принято считать днем рождения российского такси. Если извозчики брали за версту по 1 рублю, то такси работало по ставкам 35-40 копеек. Первое время в качестве такси использовались исключительно иномарки Renault, Ford, Fiat. В 1950-х годах пассажиров начали брать шикарные "ЗИС-110" и более скромные, но тоже комфортабельные для того времени "Победы".
60-е годы ознаменовались для такси освоением "ГАЗ-24"-"Волга", которая стала на несколько десятилетий главной машиной таксопарков.
Такси приносили огромную прибыль, и автомобили окупались в течение первого же года службы. Причем цена на перевозку пассажиров постоянно росла. Так, весной 1975 года стоимость проезда увеличилась с 10 до 20 копеек, а затем и до 40.
До 1991 года "Волги" с шашечками приносили сверхприбыль, которая покрывала расходы на весь городской транспорт, в том числе и метро. Но после наступления рыночной эпохи такси в городе почти не осталось. В столице было более 20 таксопарков с 16 тысячами машин, сейчас остались две крупные компании.
Вакантную нишу захватили частники и мелкие конторы с диспетчером на телефоне. Сегодня в городе зарегистрировано 38 таксомоторных компаний, самая большая из них - "Новое желтое такси" с 1080 автомобилями. Их владельцы сами себе написали правила поведения в местах массового скопления пассажиров. Таксисты жгут шины, но финансовый план все равно горит. В день зарплаты некоторые водители оказываются еще и должны. Это штрафы за невыполнение нормы - 44 тысячи рублей в месяц. А с вводом новых правил таксомоторных перевозок тарифы еще выросли. Днем километр - 12 рублей, ночью - 15. Получается, что на такси выгодно ездить только командировочным, потому что таксисты выдают чеки.
Официальные таксопарки предлагают пассажирам полный ; сервис: новенький автомобиль к подъезду и выгодную страховку в случае аварии. Чтобы такси подали вовремя, звонить надо минимум за полчаса до выезда. Не очень удобно, зато безопасно.
В последнее время участились случаи разбойных нападений водителей на пассажиров, но все равно услугами такси, по оценкам экспертов, в городе ежедневно пользуются 130 тысяч москвичей. Однако большинство отказываются от услуг легальных услуг в пользу частников.
- Конкурировать с "бомбилами " невозможно, - говорит руководитель одной из столичных таксомоторных компаний. - Для нелегальных перевозчиков затраты на организацию бизнеса ограничиваются покупкой машины. Иметь такое "такси без правил" очень выгодно. Легальным же компаниям каждый автомобиль необходимо довести до ума: установить специальный датчик, показывающий наличие в машине пассажира, это позволяет на все сто процентов контролировать выручку и исключает обман со стороны водителя. Стоимость такой доводки 500-1500 долларов. Еще нужна страховка: для такси действует двойной тариф по ОСАГО. Плюс организация собственной диспетчерской. Без этого конкуренция с "бомбилами" невозможна в принципе. А это офис, компьютеры, девушки на телефоне... Необходимо также арендовать радиоканал, оборудовать машины радиостанциями. А налоги?!
Одна из причин сложившейся ситуации - слабая законодательная база, толком не регулирующая таксомоторные перевозки, позволяющая заниматься ими кому ни попадя, не обязывающая перевозчиков ни к страхованию клиентов, ни к фискальной прозрачности бизнеса, ни к уплате налогов. Однако, похоже, правительство Москвы решило претворить в жизнь идею цивилизованного такси. Не так давно в городском Комитете транспорта и связи придумали, как поставить частников в безвыходную ситуацию. Решено предоставлять места на парковках только тем, кто имеет аккредитацию при комитете, а частников на эти парковки не пускать.
Аккредитация должна повысить качество обслуживания пассажиров за счет унификации требований к автомобилям и профессиональному мастерству водителей. Причем теоретически аккредитацию могут пройти и частники, но на практике трудно представить, как частные водители смогут доказать департаменту, что перед каждой поездкой они проходят медицинское освидетельствование, а их машина - технический контроль. Это является одним из требований к претендентам на аккредитацию, которую на сегодня получили шесть компаний. Заявления еще 18 находятся на рассмотрении.
Еще чиновники работают над созданием единой телефонной службы для вызова такси на дом. С 2005 года в Москве начнет функционировать в полном объеме Единая диспетчерская служба заказа такси (ЕДС). Система позволит сократить срок подачи машины клиенту до 10 минут с момента заказа. Также московскими перевозчиками создана рабочая группа для обсуждения единого тарифа перевозок и классификации автопарка. В течение летних месяцев ЕДС будет работать в тестовом режиме для трех столичных компаний, но уже сейчас достигнуто предварительное соглашение об участии в ЕДС с 16 перевозчиками. При этом все компании-операторы помимо участия в единой службе смогут, как и ранее, работать самостоятельно.
Готовятся также "Правила организации легковых таксомоторных перевозок в Москве", которые будут четко регламентировать права пассажиров и водителей такси. В своде правил прописаны все нюансы: наличие визитки таксиста на лобовом стекле открытие окон и включение радио только По обоюдному согласию, чистота автомобиля и главное - плата за проезд только в соответствии с показателями счетчика.