Плюсы и минусы "автогражданки"
В Совете Федерации состоялись парламентские слушания на тему: "О ходе реализации федерального закона "Об обязательном страховании, гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Инициатором проведения слушаний выступил Комитет СФ по финансовым рынкам и денежному обращению. Сенаторы поставили перед собой задачу проанализировать, как на практике реализуется закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, какие меры правового, информационно-разъяснительного, организационного и технологического характера требуется принять, чтобы повысить его эффективность.
Открывая дискуссию, председатель Комитета Сергей Васильев подчеркнул, что эти слушания стали логическим продолжение работы, проводимой по мониторингу законодательства и правоприменительной практики верхней палатой парламента. Надо посмотреть, как в рамках этой большой программы действует закон об "автогражданке", принятый весной 2002 года, сказал сенатор.
Этот федеральный закон "вызывает многочисленные и во многом справедливые нарекания как водителей, так и страховщиков", заявил руководитель Федеральной службы страхового надзора Илья Ломакин-Румянцев. Он назвал наиболее острые проблемы - завышение тарифов страхования, длительная процедура получения страховых выплат.
Чиновник высказался за законодательное решение вопросов терминологического характера", подразумевая под этим в первую очередь уточнение понятий "внутренняя территория организации", "территория преимущественного использования транспортного средства" и т.д.
Закон не оказывает никакого эффекта на уровень безопасности на дорогах и требует поправок, заявил член Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности Владимир Федоров. Он напомнил, что Совет Федерации еще в конце 2003 года направил в порядке законодательной инициативы в Госдуму законопроект о внесении в действующий закон об "автогражданке" ряда принципиальных поправок, но документ до сих пор не принят нижней палатой парламента. Владимир Федоров выступил с предложением поощрять дисциплинированных водителей за безаварийную езду, наладить систему учета и контроля. Упрекнув страховые компании за то, что они "не работают над своим имиджем", сенатор призвал их активнее участвовать в пропаганде правил движения и безопасности на дорогах.
Введение закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" благотворно не повлияло на снижение аварийности на дорогах, в свою очередь заявил заместитель начальника Главного управления ГИБДД Александр Якимов. По его словам, за год действия ОСАГО ощутимых позитивных сдвигов не произошло. Более того, за 9 месяцев 2004 года аварийность на дорогах возросла на 2,1%. По мнению представителя МВД, в законе об ОСАГО необходимо установить дополнительные повышающие коэффициенты для водителей, неоднократно нарушающих правила дорожного движения.
Впрочем, сам по себе закон об ОСАГО напрямую не способен повлиять на снижение общего числа дорожно-транспортных происшествий. И страховщики озабочены в большей степени тем, как избежать убытков. В третьем квартале 2004 года, например, по страховым случаям им пришлось выплатить в 26 раз больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как ни странно, здесь свою роль сыграло повышение доверия водителей к ОСАГО. Если прежде они по старой привычке старались разобраться на месте сами без привлечения сотрудников ДТТС, то теперь они без колебаний обращаются в свои страховые компании. По оценке специалистов, рост частоты убытков будет наблюдаться еще около 6 месяцев, после чего наступит относительная стабилизация ситуации на этом сегменте страхового рынка. Прогноз такой: на 1 июля 2005 года совокупная убыточность по всем договорам ОСАГО составит 80,83%.
Участники парламентских слушаний высказались за увеличение размера страховой суммы в части возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу потерпевших, разработку упрощенного порядка получения компенсационных выплат, проработку механизма упрощенной процедуры замены страховщика по договорам обязательного страхования, внесли ряд предложений по проекту рекомендаций. Со своей стороны страховщики обещают проанализировать корректность территориальных коэффициентов и коэффициентов по типам транспортных средств, чтобы выработать обоснованные методологические подходы к дальнейшему анализу и корректировке этих параметров.