Автолюбителям станет легче
Глава Росстрахнадзора с воодушевлением рассказал о недостатках в реализации закона об ОСАГО
Вчера в Москве состоялась пресс-конференция руководителя Федеральной службы страхового надзора Ильи Ломакина-Румянцева на тему "Год ОСАГО. Проблемы страховщиков и разочарования страхователей". На мероприятии было заявлено, что закон об ОСАГО, действующий сегодня в России, имеет множество недостатков. Главным образом это неадекватные тарифы на покупку полиса в большинстве регионов и технические неточности, затрудняющие выплату компенсаций по страховым случаям. Особое место глава ФССН уделил рассмотрению конкретных примеров того, к чему приводят законодательные недоработки, а после этого не без удовольствия продемонстрировал журналистам 10-страничный список всех доработок, которые, по его словам, следует внести в закон об ОСАГО в качестве поправок и которые будут предложены Госдуме Минфином уже в 2005 г. По словам Ильи Ломакина-Румянцева, в масштабной доработке закона нет ничего зазорного, поскольку это нормальная и чуть ли не общепринятая мировая законотворческая практика. По его прогнозу, для полного оттачивания норм российского закона об ОСАГО потребуется еще несколько лет, однако российские автолюбители и страховщики почувствуют некоторое облегчение в плане реализации "автогражданки" уже в следующем году.
Пресс-конференция главы ФССН стала своеобразным подведением промежуточных итогов реализации закона об ОСАГО. "С лета прошлого года в России начал действовать закон, предусматривающий обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Таким образом, в Европе осталась только одна страна, в которой такого закона нет, это Армения", - рассказал журналистам Илья Ломакин-Румянцев. По его словам, в России знаковый закон рождался тяжело, в муках, и реализовывать его тоже приходится в муках из-за огромного количества законодательных недоработок.
Одна из ключевых проблем - пока что неадекватная стоимость полиса ОСАГО во многих российских регионах. "В большинстве районов страны тарифы действительно завышены, если соизмерять их со средней заработной платой. Особенно болезненно введение ОСАГО сказалось на населении "депрессивных" субъектов РФ, где среднемесячная заработная плата иногда не намного выше, чем годовая страховка. Следует к тому же иметь в виду, что до сих пор существует очень большая часть автовладельцев, которые имеют старые "Жигули" или "Москвичи", приобретенные еще в эпоху социализма. К сожалению, на сегодня автомобиль для них дорог, а "автогражданка" существенно добавила расходов на содержание автомобиля. Скажем, такая ситуация сложилась в Ростовской области", - отметил глава ФССН. А в ряде регионов, по его словам, тарифы наоборот оказались заниженными. "Это произошло в Сургуте, Ханты-Мансийске и др., потому что там издержки, связанные с ремонтом автомобилей, существенно выше, чем в среднем по России", - рассказал г-н Ломакин-Румянцев.
Кроме того, в законе до сих пор есть множество законодательных недочетов, которые затрудняют оперативную выплату компенсаций по страховым случаям (по закону - в течение 15 дней со дня ДТП). "Например, бывает так, что машина страхуется в одной компании, а прицеп застрахован в другой. Когда происходит ДТП, между компаниями происходит спор - кто должен платить. Возникают предположения, что платить должна компания, застраховавшая ту часть, которой нанесен материальный ущерб. Ударила, например, машина бампером, значит платить должна компания, застраховавшая машину. Ударила прицепом - значит, компания, застраховавшая прицеп. На самом деле это глупость, ведь все равно застрахована гражданская ответственность владельца транспортного средства", - говорит г-н Ломакин-Румянцев. Кроме того, по его словам, по сегодняшнему законодательству ДТП не считается страховым случаем, если оно имело место на внутренней территории организации. "Больше ни в каком нормативном акте словосочетание "внутренняя территория организации" не встречается. Эта неточность привела к тому, что из числа ДТП исключаются, например, все ДТП, имевшие место на автозаправках, парковках, в подземных гаражах и т. д. Откровенно говоря, мы пытались найти автора этой формулировки, чтобы узнать, какая цель двигала им при создании этой нормы, но так и не нашли", - признался журналистам глава службы Росстрахнадзора.
Глава ФССН сказал также, что есть и другие проблемы, которые хотя напрямую и не входят в сферу деятельности его службы, но тоже мешают нормальному функционированию закона об ОСАГО. К таким вопросам относится отсутствие института независимых оценщиков ущерба при авариях. "Цена ущерба - это самый сложный вопрос, который сегодня существует. Созданием института независимых оценщиков занимается Объединение техников-экспертов, которое в скором времени будет переименовано. Насколько я знаю, эта структура довольно активно развивает обучающие программы, скоро перейдет к аттестации и экзаменам специалистов, чтобы уже с начала следующего года можно было говорить о каких-то требованиях к квалификации независимых оценщиков. Делается это не так быстро, как хочется, но в меру возможного", - сказал RBC daily Илья Ломакин-Румянцев.
Резюмируя сказанное, Илья Ломакин-Румянцев заявил: "Перечислять неточности закона я могу довольно долго. Их краткое описание у меня на 10 страницах. Российский союз автостраховщиков, Министерство финансов, ФССН обобщили их все, и сейчас Минфин готовит соответствующие поправки (например, корректировка тарифов, которая позволила бы более точно отразить территориальные различия и т. д. - RBC daily)". По его словам, сам факт большого числа обнаруженных "шероховатостей" позволит законотворцам максимально улучшить закон, пусть даже это и займет много времени. "Вообще-то, в практике страхования считается, что, например, статистика для изменения тарифа должна накапливаться в течение 2-3 лет. Именно такой срок необходим для того, чтобы все точно освоили свои права и обязанности, и процесс урегулирования убытков вышел на некую стандартную траекторию", - пояснил глава Федеральной службы страхового надзора. Однако, по его словам, поскольку некоторые поправки могут быть приняты довольно быстро, то возможно, что жить всем участникам процесса "автогражданки" станет легче уже в 2005 г.
Отдел экономики