Перейти к основному содержанию

Главная      Не стесняйтесь судиться

Не стесняйтесь судиться

"Волховъ" продолжает автоакцию "Заставим страховщиков работать!" С начала октября наша газета проводит заочный читательский семинар по итогам первого года действия закона об обязательном автостраховании. Вместе с нами в автоакции участвуют другие газеты Издательского дома "Провинция". Всего акцией "охвачено" 35 российских регионов.

За полтора месяца журналисты успели выслушать не одну сотню читательских историй и получить по ним комментарии страховщиков. Картина получается довольно интересная.

Прежде всего, оказывается, далеко не все водители "утираются", столкнувшиеся с попытками страховых компаний занизить размер выплат или уклониться от них. Не все пишут, как издавна повелось на Руси, слезную жалобу в Кремль. Многие действуют вполне по-европейски: спокойно подают иск в районный суд и, пройдя через канитель и нервотрепку, выигрывают дело.

Так было в Астрахани. Герман Щеголев попал в мелкое ДТП: прямо на улице водитель стоящей в соседнем ряду машины не вовремя открыл дверцу и поцарапал "шестерку" Щеголева. Компания виновника "Росгосстрах-Юг" поначалу отказывалась признать этот случай страховым: дескать, обе машины не двигались, значит, не были участниками дорожного движения. Однако суд Советского района объяснил страховщикам, что они не правы и теперь компания полностью выплатит Щеголеву компенсацию.

В Кемерово "Тойоту" Игоря Нужденко протаранила идущая на красный свет "Волга", у Игоря были свидетели, но компания "НСГ-Росэнерго" также не торопилась ему выплачивать страховую сумму. "Дожать" компанию помог суд.

В Ульяновске сильно стукнули "ИЖ" Вадима Газанова, компания виновного согласилась выплатить компенсацию за ремонт, но отказывалась заплатить за утрату товарной стоимости машины. Об этом, мол, разговаривайте с самим виновником аварии. Но Вадим подал на компанию в суд и выиграл дело.

Вообще, вокруг "утраты товарной стоимости" ломается много копий. В п. 63 Правил ОСАГО размер страховых выплат трактуется как "размер расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая", в п. 64 перечисляются восстановительные работы. Восстановление товарной стоимости в их числе не названо. Страховщики толкуют это в свою пользу: мол, ремонт и запчасти мы оплачиваем, а что "битая" машина даже после качественного ремонта теряет в цене - не наши проблемы.

Но суды очень часто с этим не соглашаются!

В Белгородской области владельцу "Лексуса LX" компания заплатила за ремонт 40 тыс. рублей, но отказывалась платить за утрату товарной стоимости. Ее заставил сделать это суд. Компания доплатит хозяину иномарки 33739 рублей.

- Я посчитала, что утрата товарной стоимости автомобиля является реальным ущербом. В результате повреждения и последующих воздействий ремонтных работ ухудшается внешний вид автомобиля, снижается срок службы деталей, - прокомментировала свое решение судья Нина Семендяева.

В Воронеже через суд добился компенсации за "товарный вид" Павел Дергачев, в Омске - Ольга Благодарная-Черникова. Жительница Пензенской области Галина Ванеева, которой страховщики "насчитали" за покореженную машину 40 тысяч рублей, обратилась в суд, и компания сразу же пошла на мировую и заплатила Ванеевой более 100 тысяч.

Известный нижегородский адвокат Сергей Остроумов призывает всех автолюбителей:

- Не стесняйтесь обращаться в суд. Суды, иски и еще раз суды. Вот что заставит страховщиков работать как надо. Прецеденты и создают практику. Нельзя забывать и о незыблемых законах рынка, регулирующего все, и автогражданку в том числе. Столкнулись с наплевательским отношением к своим проблемам? Не скупитесь на "рекламу" этой компании перед друзьями и знакомыми. И помощь прессы в этом деле очень к месту.

В самом деле, если о "подвигах" страховщиков рассказывать не в курилке, а в газете, то резонанс получается серьезный. Вот, например, в Краснодарском крае начальник межрайонного центра урегулирования убытков одной крупной компании издал незаконный приказ, предписывающий пострадавшим в ДТП водителям производить оценку ущерба только в этой компании. До того, как историей занялась газета, большинство водителей только тихо чертыхались, а сейчас начальник того начальника объясняет корреспонденту и читателям: нет, что вы, мы не запрещаем, мы предлагаем выбор... То есть вопрос, похоже, решен.