Перейти к основному содержанию

Главная      Дорожный дозор

Дорожный дозор

Дежурная часть патрульно-постовой службы городской ГИБДД - место собрания двух видов свидетелей так называемого постфакта ДТП, инспекторов законных и пока еще не получивших правового статуса в государстве Российском. Это о существовании последних сегодня говорят в стране как о явлении новом, имеющем место быть в связи с введением в действие закона об ОСАГО (обязательном страховании автогражданской ответственности). Они - кемеровские аварийные комиссары с небольшим стажем работы: почти 1, 5 месяца. Работают круглосуточно вместе с дежурными инспекторами ГИБДД. Правда, задачи, со слов аварийного комиссара Дмитрия Ковалева, у тех и других не совпадают. Предлагаем убедиться в этом на деле.

Одиннадцать часов утра. Почти начало рабочей смены двух аварийных комиссаров и трех инспекторов ГИБДД. Последние сегодня уже засвидетельствовали и документально зафиксировали обстоятельства нескольких дорожных происшествий. Ничего такого еще не делали первые - вызовы на специальный номер "Службы аварийных комиссаров" пока не поступали.

- А примерно сколько человек в день соглашается на ваши услуги? - спрашиваю в процессе ожидания звонка у инспектора Ковалева.

- В среднем - до двадцати. Бывает и больше.

Речь идет об услугах, благодаря которым должным образом действует как механизм страховой защиты автовладельцев, так и механизм защиты страховых компаний от необоснованных выплат. "Бывают ведь подставы на дорогах, когда авария случилась за несколько дней до того, как о ней заявляют. Или может быть так, что у пострадавшего имеется недостаточно аргументов для выплаты страховки. А мы наряду с сотрудниками ГИБДД являемся свидетелями ДТП и документально подтверждаем его", - уверяет аварийный комиссар.

- Не знаю. Я уже полгода не могу 7 тысяч получить, в которые страховая компания Березовского оценила ущерб, нанесенный моей машине. То там денег нет, то кто-то заболел, - вмешался в разговор один из дежурных инспекторов ГИБДД.

Беседу обрывает звонок, поступивший в дежурную часть по телефону. Инспекторов информируют об аварии на оптовом рынке на улице Тухачевского. Как поясняют комиссары, к страховому случаю, согласно закону об ОСАГО, это не имеет отношения: авария произошла на территории. "Аварийщик" Ковалев предлагает довезти сотрудника ДПС на служебном экипаже. Вчетвером усаживаемся в "Жигули" с запоминающимся номером - 811. Доезжаем до места. Минут десять кружим по оптовому рынку, так и не увидев аварии. Еще не выезжая за пределы "оптовки", инспектора ГИБДД извещают по рации об очередном столкновении машин на пр. Ленина, 164. Едем туда.

Случай вполне типичный: столкнулись две легковушки. Для аварийных комиссаров на нецентральной проезжей части наступил самый что ни на есть рабочий момент. С применением технических средств они фиксируют обстановку на месте ДТП: с разных расстояний фотографируют пострадавшие автомобили, производят замеры, рисуют схему. Почти тем же самым занят инспектор ГИБДД.

За всем, стоя возле своих незначительно "раненных" автомобилей, наблюдают участники ДТП. Они не ругаются матом, не машут после "драки" кулаками и даже не валят вину друг на друга. Водитель "Жигулей" 12-й модели молчит, как бы признавая, что это он неосторожно сдавал назад и помял передний бампер "Тойоте". Единственное, что по этому поводу спокойно произнес водитель иномарки: "Я пытался избежать аварии: сдавал назад. Увы". Весь процесс работы на месте ДТП у инспектора и комиссаров занимает не более 15 минут. Последнее, что, укладываясь в это время, делает инспектор, - берет показания у участников аварии, заверяет документ их подписями, просит на время у них водительские удостоверения для окончательного оформления документов о ДТП в патрульно-постовой службе и садится в машину. Между тем инспектор Ковалев вежливо предлагает услуги "Службы аварийных комиссаров" водителю "Тойоты":

- Оформляем весь пакет документов для выплаты страховки. Недорого - 500 рублей.

Хозяин пострадавшей машины охотно соглашается на самый востребованный вид услуг "аварийщиков". Комиссар садится в машину. Мы направляемся на место следующей аварии - бульвар Строителей.

- А что? Самому водителю сложно собрать документы, подтверждающие факт ДТП? - спрашиваю у комиссаров, пока мы едем.

- Ему, водителю "Тойоты", наверное, некогда. А зачастую водители вообще не знают, как правильно заполнять те же извещения, прилагаемые к документам, положенным для выплаты страховки. Даже не то что не знают - находятся в состоянии шока. Аварии ведь бывают куда серьезней, чем эта. Помнится, один участник ДТП даже юриста в ГИБДД привел, а он тоже не смог помочь ему правильно все пункты извещения заполнить. В итоге это делали мы. Вообще, удивляет то, что очень многие водители, застраховавшие автогражданскую ответственность, даже незнакомы со своими правами, прописанными в законе об ОСАГО. Они не знают, что, попав в аварию, могут получить страховку и для этого в течение пяти дней надо отнести в страховую компанию необходимые документы. А некоторые не верят, что им могут заплатить деньги. Первый вопрос, который задают участники ДТП, когда мы предлагаем им свои услуги: "На какую страховую компанию вы работаете?" - рассказывает Ковалев.

- Но 500 рублей - разве не дорого? Кто-то и столько, уверена, не может позволить себе отдать за ваши услуги, - продолжаю расспрашивать комиссара.

- Да. Именно поэтому некоторые страховые компании уже согласны заключить с нашей службой договор о том, что расходы за оказываемые нами услуги они возьмут на себя. То есть автовладелец не будет платить за пакет документов из своего кармана. В Петербурге, например, "Служба аварийных комиссаров" заключила такие договора со всеми страховыми компаниями.

За разговорами мы подъезжаем на место ДТП. Случай, аналогичный первому: столкнулись два автомобиля марки "Жигули". Комиссары и инспектор невозмутимо проделывают свою работу на широкой трассе. Владелец "шестерки", на которой в результате аварии лопнул бампер, безоговорочно соглашается оформить пакет документов по случаю ДТП. По дороге в патрульно-постовую службу ГИБДД мы продолжаем обсуждать с инспектором Ковалевым смысл существования "Службы аварийных комиссаров", поведение водителей во время дорожно-транспортных происшествий, правомерность деятельности страховых компаний по отношению к автовладельцам.

- А бывает, что виновник аварии на ее месте признает свою вину, а после - отрицает, даже несмотря на наличие доказательств ваших и сотрудников ДПС?

- Такое не раз уже было. Подобная ситуация отдается на разрешение в суд.

- И доказать свою невиновность виноватый может?

- За недолгий опыт работы нашей службы такого еще не было. Хотя я, как бывший инженер безопасности дорожного движения, защищавший ранее только интересы водителя, могу сказать, что да. За 9 лет работы в этой должности проиграл только одно дело. Самую важную роль в курьезных случаях играет независимая экспертиза.

- А экспертиза, которую дает страховая компания, оборачивается не в пользу невиновного?

- Такое тоже не исключено. Но пока мы не сталкивались с недобросовестностью со стороны страховых компаний. Им самим удобно с нами работать. Мы ведь ничьи интересы не защищаем, а просто подтверждаем факты.

- Ну а допустим, компания не выплатила в течение положенных 15 дней страховку. Мотивирует это тем, что у нее нет денег. И что?

- Автовладелец должен подать на нее в суд, и она все равно это сделает. На каждый застрахованный автомобиль она должна иметь в резервном фонде не менее 120 тысяч рублей.

- Кстати, а вы не заметили, что в обоих случаях ДТП водители вели себя достаточно спокойно. Это на них Закон "Об ОСАГО" так действует?

- Да. С одной стороны, этот закон расхолаживает водителей. Теперь у многих не болит голова о том, что им придется в случае аварии платить из своего кармана. В 90-е годы люди ездили гораздо грамотнее.

- И все-таки мне кажется, что вы дублируете на месте аварии работу инспекторов ГИБДД, пусть и с другой целью. Не логичнее ли поручить регистрировать незначительные ДТП только вам?

- В будущем, когда закон об аварийных комиссарах будет принят, так оно и будет. Тем самым облегчим инспекторам работу на 60%.

Где-то в половине четвертого мы высаживаемся там, откуда тронулись на дежурство. Возле ГИБДД узнаю знакомые автомобили. Сейчас их владельцам комиссары помогут заполнить 36 пунктов извещения и вновь отправятся чертить схемы на местах ДТП. Сигнал об очередной аварии уже поступил.

* * *

МНЕНИЕ

Вопрос о недобросовестности автовладельцев по отношению к страховым кампаниям мы задали директору ООО "Службы аварийных комиссаров" Евгению ЖУЛАНОВУ: Недавно к нам приехали два автовладельца и сказали, что попали в аварию. Правда, уточнили, что в ее момент не могли найти ни комиссаров, ни сотрудников ГИБДД. Наши инспектора, конечно, съездили на стоянку, где находились после аварии автомобили, и сфотографировали их. Но извещения, которые они у нас заполнили, мы им не отдали. Заподозрили неладное. На следующий день эти же ребята приезжают в ГИБДД и говорят, что только что попали в аварию. А к тому времени сведения о них мы уже передали в ГИБДД. Если бы не было сделанных нами фотографий, мы бы не смогли доказать давность аварии. Это и есть подстава. За фальсификацию подобного рода компания вправе взыскать с виновника регресс. Автомошенничество сегодня распространенное явление, и наши сотрудники его выявляют.

Вопрос о добропорядочности страховых компаний в отношении автовладельцев мы задали юристу ООО "Службы аварийных комиссаров" Николаю КОРОЛЕВУ: У меня еще до работы в службе было в производстве такое дело: одна из страховых компаний оценила попавший в аварию автомобиль в 57 тысяч рублей. Затем она оценила годные остатки машины в 49 тысяч и вычла из первой суммы последнюю. То, что получилось в результате вычета, компания заплатила автовладельцу. Он, не согласившись с этим, подал на страховую компанию в суд. Дело продолжается по сей день и находится в Центральном суде. Я веду к тому, что выбрать сегодня надежную страховую компанию действительно сложно, поскольку жизнь показывает: чем ненадежнее компания, тем успешнее она себя рекламирует. Поэтому в случае чего мы всегда готовы помочь клиенту высудить положенную ему по праву сумму денег даже у недобросовестной компании: ведем дела о ДТП в судебно-следственных и административных органах.

* * *

Круглосуточная помощь на дорогах включает следующие виды услуг: выезд аварийных комиссаров на место ДТП;

оказание доврачебной помощи; вызов экстренных служб;

оформление документов по ДТП; физическая защита;

услуги правового бюро; услуги эвакуации. За справками обращаться по телефону: 37-97-62; 33-55-00.