На том стояли и стоять будем...
С задержками в движении транспорта нижегородские автомобилисты столкнулись достаточно давно, когда с начала 90-х годов минувшего века город стал наполняться машинами. Процесс превращения автомобиля из роскоши в средство передвижения не задержали ни финансовые, ни политические катаклизмы. 2003 год прибавил к городскому автопарку 12 тысяч единиц транспорта, доведя их общее количество до 300 тысяч. Автобум продолжается и сейчас. Достаточно сказать, что годовой лимит номерных знаков разошелся среди населения области за 9 месяцев. Специалисты оценивают "транспортную вместимость" Нижнего в 60 тысяч машин. Их уже в 5 раз больше! По числу автомобилей на душу населения мы отстаем от развитых стран в считанные разы, а по уровню транспортной дисциплины и развитию улично-дорожной сети - на порядок.
Диспропорция между ростом парка автомобилей и состоянием дорог в Нижнем Новгороде потрясающая. Достаточно сказать, что наш город - единственный в России город-миллионер, не имеющий объездной дороги. Но это не единственная беда Нижнего. В областном центре нет дорог-дублеров таких магистральных улиц, как пр. Гагарина, пр. Ленина, улица Коминтерна. Нет и в ближайшее время не будет. За последние 5 лет Управлением ГИБДД подготовлено и направлено в органы исполнительной власти 267 предложений по совершенствованию организации движения и обеспечению его безопасности. К сожалению, большинство предложений Госавтоинспекции не реализованы.
Бесспорно, действующей городской администрации досталось незавидное наследство. Некоторые перекрестки города изначально "запрограммированы" на пробки, так как дорожное строительство ограничивается не только финансовыми возможностями, но и существующими планировкой, застройкой и рельефом. Тот же район пл. Лядова, ныне печально знаменитый своими заторами, работал за пределами пропускной способности еще в конце прошлого века. Перекрестки улиц Должанской - Мурашкинской, Ванеева - Сусловой, Коминтерна - Коммунальной... Любой нижегородец наверняка составит свой список узких мест, ликвидировать которые можно только масштабными градостроительными мероприятиями.
Давно не строились подземные переходы, хотя их наличие на 10 - 20 проц. увеличивает пропускную способность улицы, значительно улучшает экологическую обстановку. А как выигрывают пешеходы! Введение в строй пешеходной подземной "развязки" в районе Дворца спорта позволило ликвидировать крупнейший "очаг аварийности" и сберечь жизни десяткам нижегородцев ежегодно. Жаль, что так пешеходов уже давно не радовали...
Конечно, стоя в пробке, любой водитель надеется на своевременную помощь инспекторов ДПС, умело разводящих транспортные потоки. Но, как это ни горько, нижегородские стражи дорог не в состоянии сегодня победить заторы. Штат инспекторов дорожно-патрульной службы 8 районных подразделений ГИБДД Н. Новгорода составляет 114 человек, всего 10 процентов от предусмотренных нормативов. Это значит, что большинство районов патрулируют 1 -2 экипажа ДПС, у которых почти всегда есть работа - оформление ДТП с механическими повреждениями. Это отдельная история. Чуть более года назад, с введением Закона об ОСАГО, сотрудники ГИБДД надеялись, что процедура оформления ДТП будет упрощена, к ней активно будут привлекаться представители страховых компаний. А на деле вся тяжесть работы легла на Госавтоинспекцию.
Число обращений граждан возросло более чем вдвое. За 9 месяцев 2004 года число зарегистрированных (и подобающе оформленных) ДТП с материальным ущербом в Н. Новгороде составило 10,5 тысячи. За аналогичный период прошлого года их было 4800. Участники ДТП настаивают на документальном оформлении любой автоаварии, фиксируют такие царапины, на которые год назад и внимания бы не обратили. Как следствие резко возросла нагрузка на сотрудников ГИБДД, увеличилось время их прибытия на место ДТП. Все чаще участники аварий вызывают на место ДТП и страховых агентов. Ожидание всех заинтересованных лиц приводит к задержкам в движении.
Многим автомобилистам известно, что в Нижегородской области создано и успешно действует мощное и мобильное подразделение - полк дорожно-патрульной службы. Но задачи его сотрудников строго определены - обеспечение безопасности дорожного движения на федеральных трассах и магистральных улицах, служба на стационарных постах, участие в рейдовых мероприятиях ГИБДД и организация сопровождений. Обретение Нижним Новгородом статуса центра ПФО значительно добавило работы полку ДПС. Число сопровождений за 9 месяцев года возросло почти на четверть по сравнению с прошлым годом и превысило две с половиной тысячи. Конечно, в практике существуют и встречи почетных гостей (как, впрочем, в любой уважающей себя стране), но большинство сопровождений - социально значимые: детские перевозки, сопровождение крупногабаритной техники и опасных грузов. А ведь это в первую очередь безопасность и защита интересов всех нижегородцев. Выполнение поставленных задач осуществляется личным составом зачастую за счет переработок.
И даже несмотря на такую занятость, ГИБДД остается одной из самых "раскрывающих" служб милиции. В текущем году ее сотрудниками раскрыто более полутора тысяч преступлений. Кроме того, выявлено более 700 тысяч нарушений правил дорожного движения. Но активная контрольно-надзорная деятельность не дает соответствующего эффекта. Возникает ощущение, что действующее административное законодательство стимулирует нарушителей ПДД. Большинство штрафов в денежном эквиваленте - трехлитровая банка с бензином. Максимум для физических лиц - целых 2000 рублей. К примеру, английский штраф "за ремень" составляет 3 тысячи фунтов и соответствует месячному заработку квалифицированного работника. И самое страшное, законодатели настроены на дальнейшее послабление лихачам! А ведь за пренебрежение законами дороги нижегородцы платят страшную цену. Ежегодно в области автоаварии уносят жизни около 800 человек, более 4 тысяч получают ранения различной тяжести...
В сложившейся ситуации всем могут помочь лишь безусловное соблюдение требований Правил дорожного движения и взаимное уважение на дороге.
Конечно, это взгляд на проблему со стороны ГИБДД. Своя правда у администрации, экологов, дорожников, финансистов, да и у каждого участника дорожного движения. Вот только обилие мнений не сделает наши улицы шире, а водителей и пешеходов дисциплинированней. Это значит, что как стояли нижегородские водители в пробках, так и стоять будут. Худшее еще впереди - ведь зимой нижегородцы так любят осложнять работу снегоочистительной технике, бросая машины ночевать у обочин...
***
От редакции
Вот так оперативно отреагировал Александр Михайлович Карангов на публикацию "Жмурки" в Нижнем" ("НП" от 26 октября т. г.)
Вопросы, которые он затронул, нуждаются не только в дальнейшем обсуждении, но и радикальном решении. Мы приглашаем архитекторов, специалистов градостроителей, финансистов, депутатов городской Думы и областного Законодательного собрания, всех, кому небезразлична судьба Нижнего, высказаться по этому вопросу, сформулировать свои предложения. Согласитесь, если не принять срочных мер, город превратится в одну сплошную пробку.
***
фото: