КОМИССАРСКОЕ ДЕЛО
НА ДОРОГЕ - авария. К автору этих строк подбегает один из ее участников.
- Ты аварийный комиссар?
- Нет, я наблюдаю.
- Ну хоть авторучку дай!
ПРО АВАРИЙНЫХ комиссаров специальной песни еще никто не придумал. Про милицию, рабочих, рэкетиров, бухгалтеров - пожалуйста. Про аварийных - ни строчки. Разве что: "И комиссары в пыльных шлемах склонятся молча надо мной". Не то. Я не хочу, чтобы надо мной кто-то склонялся. Тем более в пыльном шлеме. А может так: "А в комнатах наших сидят комиссары и девочек наших..." Ну это уж слишком! Ладно, оставим песни. Ограничимся репортажем.
Ждать у телефона аварий
АВАРИЙНЫЕ комиссары - видимая часть страхового айсберга, они работают непосредственно на улице. Им первыми приходится принимать на себя волну негативных эмоций творцов и жертв ДТП, брызги из-под колес проходящего транспорта и удары непогоды...
Сегодня несколько компаний имеют собственные службы аварийных комиссаров, в некоторых их функции выполняют юристы или сотрудники отделов выплат. А половина новосибирских страховщиков заключили договор с компанией, располагающей службой аварийных комиссаров и координирующей операции, связанные с ОСАГО. Ее возглавляет Сергей Шестопалов. В штаб-квартире такой вот "кустовой" компании мы сидим, ждем у телефона аварий.
Сюда звонят участники ДТП. Для начала от них нужно добиться точной информации о том, где это произошло. Находясь в шоковом состоянии люди называют улицу и "точный ориентир" - коммерческий киоск. Однажды позвонил уроженец южной республики.
- Где произошло ДТП? - спрашивает диспетчер.
- Слюшай сюда! Церковь здесь, да! И аж четыре дороги! - "разъяснил" звонивший.
Догадались? Если встать на перекрестке улиц Немировича-Данченко и Ватутина, вы, как витязь, окажетесь на развилке четырех дорог, а рядом - храм... Все правильно.
ПЕРВЫЙ звонок. Столкновение при въезде на Димитровский мост. По коням.
"Фольксваген" нежно въехал в "Ниссан" нашего подзащитного. Под слоем осенней грязи ищем царапину на бампере. Где же эта царапина?
- Смотреть лучше надо, - мрачно говорит водитель. Аварийный комиссар Василий Павлович предлагает участникам ДТП "разойтись мирно". Водитель "Фольксвагена" куда-то сильно торопится. Он дает 10 тысяч рублей "отступных" потерпевшему. Но водитель "Ниссана" отказывается, требуя полномасштабного разбирательства. Какая вера в силу "автогражданки"!
- Это его право, - говорит Василий Павлович, - но за такие деньги я готов здесь целый день стоять и получать нежные удары в бампер. Шутка. Но в каждой шутке лишь доля шутки.
Подъезжает машина ГАИ, начинаются замеры. На пересекающихся дорогах образуется пробка. Потом участники ДТП отправляются вслед за ГАИ на Станционную, забыв расписаться в извещении о ДТП.
Задача аварийного комиссара - дать в подобной ситуации дельный совет. Иногда, если виновник готов заплатить без оформления бумаг, проще договориться на месте. Сейчас случаев "обоюдки" (так называется решение проблемы на месте) все больше. ОСАГО - хорошо, а голова на плечах - лучше. Василий Павлович 20 лет проработал в ГАИ - опыт накоплен огромный. Он знает, как в таких случаях поступать лучше.
Без мигалок, но первые!
СЛЕДУЮЩИЙ вызов с улицы Сибиряков-Гвардейцев. На дороге "паровозиком" стоят две "Тойоты", ВАЗ, "Мерседес". Подрезавшая первый автомобиль "Газель" аварии избежала, остальным не повезло... Одна машина только что куплена, другая - недавно из ремонта.
Поток транспортных средств протискивается в образовавшуюся брешь. Примерно один из десятка проезжающих смотрит на "паровозик" и почему-то улыбается. Меня это всегда удивляло. Чему радуются? Что не оказались на месте бедолаг, попавших в аварию. Так это дело случая. Сегодня они - завтра кто-то другой. Был такой случай: засмотрелся такой весельчак, стоявший в пробке, на аварию. Пока он, глазея, дружелюбно улыбался, поток двинулся. Он тоже. Поток вдруг остановился, а он, продолжая таращиться в сторону, въехал в предыдущую машину. Урок.
Аварийный комиссар Вадим (тоже до этого работал в ГАИ) помогает участникам ДТП оформить страховые документы и советует:
- Извещение можно заполнять и до моего приезда, так даже лучше. Потом ГАИ заберет водительские удостоверения, и какие-то данные придется вносить позже. А время уйдет.
Аварийный комиссар для водителя, который впадает в шок после аварии, иногда вроде психотерапевта. Когда приезжает представитель вашей компании, на душе становится спокойнее. Молодой парень разбил на мосту новые "Жигули", которые на вечер одолжил у знакомого. Горе было велико. Парень стоял у парапета и размышлял: если сейчас сигануть с моста, удастся ли пробить лед с первого раза, тем более что второй попытки точно не будет. Аварийный комиссар деньгами не выручил, но удержать горемыку от непоправимого шага смог бы. Впрочем, обошлось: парень вдруг вспомнил, что у него в гараже стоят две бутылки водки...
Но психология - это попутно. Прежде всего аварийный комиссар фиксирует событие, помогает заполнить извещение о ДТП, делает фотоснимки.
- Иногда водители нас спрашивают: "Кто виноват?" - говорит Вадим. - Но у нас железное правило - никаких вердиктов. Это дело ГАИ или суда.
Ситуации на дороге бывают более чем деликатные. К примеру, аварийные комиссары зафиксировали подставу. Ее организатор так ловко развернулся, что водитель другой машины, въехав в нее, был признан виновным. Последствия такой ситуации разбирают другие специалисты. Задача комиссара - объективно зафиксировать факт.
...Следующий вызов - в глубины производственных и складских помещений Кировского района. "Нива" и "Мерседес" не поделили площадку перед складом. Хотя у нас нет мигалки, мы снова первые на месте ДТП.
За год работы у клиентов аварийных комиссаров не было крупных катастроф со смертельным исходом. И хотя комиссары - люди замечательные, встречаться на дороге с ними не хочется. За столом - пожалуйста!