...А в остальном все хорошо?
СТРАХОВАНИЕ
К настоящему времени в приволжском представительстве РСА официально зарегистрировано 60 жалоб от водителей, недовольных работой автостраховщиков.
В сравнении с количеством аварий и пострадавших цифра прямо-таки ничтожная и вроде бы говорит о том, что с выплатами по "автогражданке" дела у нас обстоят вполне благополучно. Однако такое сравнение, конечно, не отражает реальной картины.
Во-первых, потому что с жалобами в РСА обращаются далеко не все, у кого есть претензии к страховщикам: кто-то ищет правды в суде, а кто-то и вовсе не станет выяснять отношения, решив, что время и нервы дороже.
Во-вторых, далеко не каждое обращение в РСА приводит к официальной регистрации жалобы. По информации ведущего специалиста приволжского представительства Марины Моисеенко, на каждый из приемов по вопросам "автогражданки", которые проводятся в представительстве еженедельно по четвергам, приходит в среднем по восемь человек. Примерно половине из них дается одна и та же рекомендация: обратиться в суд. Это происходит в тех случаях, когда вопросы выходят за рамки компетенции РСА. "В основном это споры о сумме страхового возмещения и о непризнании случая страховым, - поясняет Марина Моисеенко. - Если страхователь не согласен с оценкой ущерба, мы, к сожалению, не можем принять никакого участия, так как оценочные организации нам неподведомственны. А другая проблема - когда страховщик не признает случай страховым - возникает из-за несовершенства правовой базы. Есть неточные формулировки в законе об ОСАГО и правилах обязательного автострахования, разночтения в правилах страхования и Гражданском кодексе РФ. Например, по закону страховым случаем не является ДТП, произошедшее на внутренней территории организации. В ГК РФ нет такого определения. Поэтому страховщики начинают сами трактовать это понятие и часто, например, относят к такой территории автостоянки. К сожалению, и в таких ситуациях мы вынуждены рекомендовать потерпевшему обращаться в суд".
Впрочем, если даже претензии автовладельца не относятся к вышеперечисленным, чтобы официально зарегистрировать жалобу, в РСА должны признать ее обоснованной. А для этого нужен как минимум письменный отказ страховщика.
"Часто у человека, обращающегося к нам с жалобой, на руках нет ни одного документа, в том числе и второго экземпляра заявления в страховую компанию, - говорит Марина Моисеенко. - Отсутствие такого заявления с отметкой о принятых страховщиком документах, с обязательным указанием даты принятия каждого документа приводит к невозможности определить срок страховой выплаты. Поэтому я бы посоветовала всем потерпевшим при обращении в страховую компанию требовать выдачи второго экземпляра заявления либо расписки с указанием вышеперечисленных данных".
Кроме того, по словам Марины Моисеенко, есть случаи, "когда потерпевшему кажется, что его обидели", например, не выплатив страховое возмещение в установленные законом сроки: "Нам приходится объяснять, что в течение 15 рабочих дней страховщик обязан выплатить деньги на ремонт автомобиля, но не с момента аварии, а с момента предоставления всех документов - справок, оценки и т. п."
Кстати, с задержкой выплат связана большая часть официально зарегистрированных жалоб - на их долю приходится 30%. Каждый пятый из обратившихся в РСА пожаловался на отказ в выплате (20%), каждому седьмому занизили сумму страхового возмещения (15%).
Между тем, даже если жалобу в представительстве приняли и оформили официально, на то, чтобы разобраться в ситуации, потребуется время: будет направлен запрос страховщику, нужно дождаться от него ответа, дать ему срок на устранение выявленного нарушения - таковы правила, установленные в РСА.
Несмотря на довольно непростую и долгую процедуру, контакты с представительством РСА небесполезны для страхователей. В настоящее время из 60 официально зарегистрированных претензий приволжским представительством РСА полностью урегулированы шесть. В 30 случаях выявлены нарушения, но повлиять на страховщика сможет только суд. Остальные жалобы - "в работе". "В любом случае человек, пришедший к нам, всегда получит как минимум необходимую консультацию и как максимум страховое возмещение", - заверяет Марина Моисеенко.
Кроме того, жалобы автовладельцев позволяют РСА составить представление о том, насколько добросовестно исполняет свои обязанности та или иная компания. Именно с учетом количества жалоб и характера допущенных нарушений приволжское представительство предложило Контрольной комиссии РСА провести проверки в трех страховых компаниях, работающих на нижегородском рынке. Названия этих компаний в представительстве пока не разглашают.