"Автогражданка" должна дешеветь
СТРАХОВАНИЕ
Так считает вице-спикер Госдумы Георгий Боос
Доходы страховщиков от "автогражданки" не дают покоя парламентариям. Вице-спикер Госдумы Георгий Боос считает, что бизнес страховщиков не пострадает, даже если снизить тарифы по ОСАГО втрое. Он уже направил такой законопроект в правительство, а банковский комитет Госдумы параллельно проверит обоснованность тарифов по ОСАГО на основе статистики.
Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) вступил в силу 1 июля 2003 г. Тарифы на страхование устанавливает правительство. Страховой взнос рассчитывается исходя из базовой ставки в 1980 руб. и нескольких поправочных коэффициентов, зависящих от места "прописки" машины, мощности двигателя, стажа и возраста водителя, наличия аварий.
Лицензию на право продавать полисы ОСАГО получили более 160 компаний. За первый год действия закона они собрали 48, 2 млрд руб. взносов и выплатили 8, 2 млрд руб. Еще 23% взносов страховщики направляют на расходы по ведению дел и резервы. Страховой надзор и Российский союз автостраховщиков (РСА) подсчитали, что рентабельность этого бизнеса достигнет от 14 до 30%, а доходы страховщиков - 5, 2-11 млрд руб.
Эти деньги давно волнуют депутатов. Еще в прошлом году они пытались провести поправки, снижающие стоимость ОСАГО. А недавно, как стало известно "Ведомостям", вице-спикер Госдумы Георгий Боос в соавторстве с депутатом Ильдаром Габдрахмановым подготовил поправки к закону об ОСАГО. Советник Бооса Светлана Оболенцева подтвердила, что такой законопроект в начале октября направлен на заключение правительства.
Законопроект, копия которого имеется в распоряжении "Ведомостей", предлагает ввести полисы "выходного дня", снизить минимальный срок страхования с нынешних 6 месяцев до 1 дня, а также увеличить компенсации инвалидам, получившим автомобили через органы социальной защиты, с 50 до 100%. Наконец, депутаты предлагают снизить базовую ставку для граждан ровно втрое - с 1980 до 660 руб. - и устанавливать ее не правительственным постановлением, а законом. В три раза предлагается снизить тарифы и для всех остальных видов транспорта.
"Как видно из данных Минфина, сумма страховых премий более чем в 5, 5 раза превышает сумму страховых выплат. Следовательно, нынешние размеры ставок нельзя назвать экономически обоснованными", - говорится в пояснительной записке к законопроекту. Депутаты уверены, что снижение ставок в три раза позволит улучшить положение автолюбителей и сохранить рентабельность страховщиков.
Сами страховщики с этим категорически не согласны. "Финансово-экономическое обоснование закона, мягко говоря, спорно", - считает заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Андрей Батуркин. По мнению страховщиков, депутаты не учли, что по договорам ОСАГО первого года страховщики будут платить до середины 2005 г. С учетом трехкратного снижения тарифов компании будут собирать по "автогражданке" не 48, 2 млрд руб., а 16 млрд руб. в год. Если верить расчетам РСА, в этом случае страховщики получат убыток в 13, 7-19, 4 млрд руб. "Очень жаль, что непрофессионалы в этом вопросе берутся считать экономику страхования", - негодует директор департамента Страхового дома "ВСК" Владимир Антипов. По мнению гендиректора "РОСНО" Леонида Меламеда, принятие такого закона означает "конец рынка ОСАГО". По его словам, страховые компании просто прекратят работать с "автогражданкой" и вернут лицензии.
Дальнейшая судьба законопроекта пока неясна. По словам Оболенцевой, он будет обсуждаться на заседании фракции "Единая Россия" и вноситься в Госдуму только после получения ответа из Белого дома. Между тем глава Федеральной службы страхового надзора Илья Ломакин-Румянцев сказал лишь, что документ требует тщательного изучения. А руководитель департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин считает, что снижение тарифов в три раза приведет к убыточности ОСАГО. Инициативу Бооса Саватюгин назвал популизмом и ждет от правительства отрицательного вердикта.
Президент Всероссийского союза страховщиков и соратник Бооса по "Единой России" Александр Коваль сомневается в обоснованности трехкратного снижения тарифов. Он уверен, что обоснованность тарифов по ОСАГО должна подтвердить или опровергнуть статистика. В течение недели банковский комитет Госдумы создаст рабочую группу по анализу статистики по ОСАГО. "На прошлой неделе мы получили из Минфина 904 страницы статистических данных. Мы проанализируем их, а на основании этого анализа будет понятна обоснованность тарифов", - говорит Коваль.