ПОДОПЫТНЫЕ
2 СЕНТЯБРЯ 2004 ГОДА СУДЕБНОЕ ЗАСЕДАНИЕ (ПОЧТИ СТЕНОГРАММА).
Истец (Роман): "24 июня я еду на автомобиле "Ниссан" по проспекту Строителей в правом ряду. В районе банка ОВК перед остановкой "Циолковского" из левого от меня ряда резко поворачивает вправо, к остановке, маршрутная "Газель". Столкновения избежать не удалось, его результат впоследствии экспертиза оценила в 57 тысяч рублей. ГИБДД признала виновным в ДТП водителя "Газели". Он с этим согласен, но страховая компания "Росэнерго" отказывается выплачивать ему деньги. Он не выплачивает мне... ".
В былые, не замутненные ОСАГО времена ситуация разрешилась бы просто: последовало бы немного горячих слов, с ГАИ или без оного, но затем - быстрый расчет за нанесенный ущерб. Сейчас же за спиной водителя "Газели" , как черт из табакерки, маячит страховая компания "Росэнерго". И нашептывает ему - ты платить не обязан, это наша проблема. Но в отличие от ГАИ, участников ДТП специалистам "Росэнерго" показались не ясными некоторые аспекты происшедшего. Без них невозможно, мол, окончательно определить виновного, с которого предстоит взыскать ущерб.
Юрист компании в суде поставил вопрос ребром: да, водитель виноват, но он не является владельцем "Газели" , страховал ее не он, аварию совершил, работая на маршруте некоей г-жи Бурзенко, надо ведь всех привлекать к судебному разбирательству? Обратите внимание - в простой ситуации делается мнимое усложнение. Что подсказывает здравый смысл, элементарная порядочность и закон? За что в конце концов бились, когда вводили автогражданское страхование ответственности (ОСАГО)? Обеспечить быстрое покрытие ущерба пострадавшим в авариях! Верно? Так оплатите ущерб владельцу "Ниссана" , коли оба водителя, владелец "Газели" , купивший в "Росэнерго" страховой полис, и сама "Росэнерго" признали (зафиксировано в протоколе судебного заседания от 02. 09. 2004 г. ) его сумму. А потом уже копайтесь в деталях, переадресовывайте иски, взыскивайте с других виновных, если вы их видите или хотите видеть!
Нет. В суде юрист страховой компании ставит следующий вопрос. "Газель" , мол, находилась в движении по определенному маршруту, без своего владельца в салоне. Более того, автомобиль был в аренде. И просит судью вызвать на очередное заседание владельца фирмы, осуществляющей пассажироперевозки. Хорошо, прости господи, что не вез в тот момент водитель "Газели" смену девиц определенного поведения. Задала бы сейчас им нелегкие вопросы страховая компания по поводу аренды и особенностей форм, видов и поз расчетов. Впрочем, районный суд (Центральный район) дальнейший балаган прекратил. Теперь это решение опротестовывается.
Мы коснулись только одного аспекта проблемы. Есть, конечно, и другие - юридический, моральный. В ходе подготовки материала довелось поговорить со многими автовладельцами, сотрудниками ГИБДД, страховщиками, судьями. Все, в принципе, за ОСАГО, но с оговорками. У последних, в частности у мировых судей Индустриального района, сложилось убеждение, что закон требует доработки. Как минимум в нем законодателю необходимо указать бесспорные варианты выплаты ущерба в таких, например, как наш, случаях. Каким-то образом защитить пострадавших в ДТП - по срокам выплат, с отсчетом от момента аварии. Сейчас же срок исчисляется с той даты, когда сведения поступят в страховую компанию - в удовлетворительном для этой компании виде. И здесь нарушений никто не допускает: укладываются в несколько дней. В том числе и "Росэнерго". Кстати, в другой СК вполне официально заявили, что им для выплаты страховых сумм вполне хватает протокола с места ДТП или решения комиссии ГИБДД. Судьи полагают также, что роль аварийных комиссариатов не должна ограничиваться сбором средств за оказание юридической помощи, необходимо шире привлекать их сотрудников к участию в судебных разбирательствах.
Есть, впрочем, и положительный отклик на метод "Росэнерго" с максимальным оттягиванием выплат страховок. Найдутся ведь и такие пострадавшие, которые не пожелают ходить по судам, перестанут добиваться возмещения ущерба. В таких случаях и плательщик потешит душу крохобора (берешь чужое -отдаешь свое), и автовладелец может избежать штрафного (повышенного) страхования на следующий год. Но, согласитесь, это дурно пахнущие методы воспитания законопослушности граждан.
На днях корреспондент "МК" на выезде из двора зацепил иномарку. Ясно осознавая свою вину, он вышел навстречу пострадавшему. Последний же, взглянув на царапину на крыле своей "Висты" , замахал руками - мол, давайте разъедемся без всяких страховых компаний. За согласие не взял никакой денежки. Мужик был трезвый и даже в форме - есть свидетели. Видимо, товарищ имел уже осаговский опыт.
"МК на Алтае" , N42.