ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ "АВТОГРАЖДАНКА" В ИРЛАНДИИ
Измайлов Владимир Георгиевич, начальник актуарно-аналитического отдела РСА
Козлов Владимир Владимирович, начальник управления методологии РСА
[Текст не поддающийся сканированию]
Материал доступен в бумажной версии издания
Страховой рынок Ирландии
В настоящее время на ирландском рынке работают 173 страховых компании (63 специализируются на страховании жизни, 110 - на иных видах страхования (non-life)). По составу ирландские страховые компании подразделяются на 3 группы:
1. Ирландские страховые компании-резиденты.
2. Филиалы иностранных страховых компаний.
3. Трансграничные компании (2-3% от общего числа страховых компаний).
Доступ иностранных страховых компаний на внутренний рынок Ирландии свободный, они вправе открывать свои филиалы и представительства, лишь уведомив об этом орган надзора за финансовыми услугами в Ирландии (Irish Financial Services Regulatory Authority - IFSRA). Вместе с тем около 80% ирландских страховщиков входят в различные международные группы или имеют в составе своих акционеров иностранные компании (как правило, страховые). Если рассматривать состав иностранных акционеров в уставе ирландских страховых компаний, то это, как правило, английские, французские, немецкие и американские компании. К примеру, страховая компания "АХА", занимающая 3-е место на рынке страхования ином, чем страхование жизни, на 100% принадлежит французской страховой компании с одноименным названием.
Все крупнейшие страховые компании входят с Ирландский союз страховщиков (Irish Insurance Federation - IIF). Доля страхового рынка, приходящаяся на членов IIF, составляет 98%. Ежегодный бюджет IIF составляет 6 млн. евро.
Большая часть бюджета IIF расходуется на различные проекты для самих страховых компаний, а также на различные иные программы. IIF собирает со своих членов подробную статистику по различным видам страхования, на основании которой публикует ежегодные отчеты. Кроме стандартных показателей, характеризующих состояние страхового рынка (количество заключенных договоров страхования, сумма собранной премии, сумма страховых выплат и иные показатели), IIF собирает и предоставляет своим членам подробные данные о погоде в Ирландии. Это связано с географическим положением Ирландии, где даже небольшое ухудшение погоды может привести к большим природным катаклизмам (например, достаточно частое явление в Ирландии - наводнение), что, в свою очередь, приведет к большим страховым выплатам.
Собранную статистическую информацию IIF помимо страховщиков представляет также в IFSRA.
По данным IIF страховой рынок Ирландии в 2002 году характеризовался следующими показателями (см. таблицу 1).
Если рассматривать страховой рынок Ирландии с точки зрения основных игроков, то ситуация выглядит следующим образом (см. рис. 1).
Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств введено в Ирландии в 1961 году путем принятия поправок в Закон, регулирующий дорожное движение (Road Traffic Act). Законом установлены страховые суммы, права и обязанности страхователей, страховщиков и потерпевших в ДТП. Помимо Закона, обязательное страхование регулируется иным нормативным документом - "Road Traffic (Compulsory Insurance) Regulations", аналогом российских Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Правила регламентируют формы:
* страхового полиса;
* заявления о ДТП;
* заявления о выдаче дубликата страхового полиса в связи с утерей оригинала;
* специального знака, удостоверяющего наличие у водителя страхового полиса (Insurance windscreen disc) - аналог российского специального знака государственного образца.
Кроме того, в Правилах установлен порядок заполнения этих документов.
Помимо ОСАГО Road Traffic Act регулирует множество иных вопросов, связанных с дорожным движением. Поэтому ответственным за пересмотр положений Закона является Департамент транспорта министерства коммерции, торговли и занятости. Обращает на себя внимание, что за все время в Закон не вносилось каких-либо существенных изменений, касающихся ОСАГО. Одна из последних поправок была внесена в Правила страхования в 1964 году. Она установила обязанность водителя прикреплять к ветровому стеклу автомобиля специальный знак, свидетельствующий о наличии у водителя полиса обязательного страхования (Insurance windscreen disc). Также в Ирландии на ветровом стекле автомобиля размещаются еще два документа:
* max list - документ, подтверждающий уплату налога на автомобиль;
* Technical test - документ, подтверждающий, что автомобиль прошел технический осмотр.
Отсутствие случаев концептуального пересмотра Закона и Правил страхования объясняется не только тщательной проработкой документов на стадии их принятия, но и особенностью системы "прецендентного права", существующей в Ирландии, согласно которой решение Высшей судебной инстанции является нормативным документом.
Отметим, что ОСАГО - единственный вид обязательного страхования в Ирландии (в отличие от России, где их количество приближается к 60). Рынок автострахования в Ирландии - наиболее динамичный, так с 1990 г. по 2002 г. объем сборов вырос в три раза - с 627 млн. евро до 1890, 7 млн. евро. На автострахование приходится почти половина от сборов всего ирландского страхового рынка.
Условия договора страхования
Как и в России, согласно Закону в рамках ОСАГО производится страхование двух видов риска:
* Нанесение вреда жизни или здоровью третьих лиц (в том числе пассажирам транспортного средства) - страховая сумма неограниченная.
* Нанесение вреда имуществу третьих лиц. Страховая сумма составляет 250 тыс. евро на всех потерпевших. Страховая сумма установлена на каждый страховой случай.
Как правило, водители приобретают дополнительное покрытие по "имуществу" и увеличивают страховую сумму до 30 млн. евро.
Помимо полисов ОСАГО страховые компании предлагают стандартный пакет услуг по автострахованию:
* Страхование каско.
* Страхование от несчастного случая водителя транспортного средства.
* Страхование от повреждения стекол автомобиля.
* Оперативная техническая помощь при поломках автомобиля на дороге.
Страховые тарифы
Будучи членом Европейского Союза, Ирландия соблюдает правило, согласно которому страховые тарифы по ОСАГО устанавливаются страховщиками самостоятельно (а не государственными органами).
Тарифы по ОСАГО в большинстве компаний зависят от следующих факторов:
* Группа транспортного средства. Все транспортные средства разделены на группы в зависимости от стоимости и отношения мощности двигателя к массе автомобиля.
* Место регистрации транспортного средства.
* Тип лицензии допущенных к управлению. В Ирландии управлять транспортным средством могут не только лица, имеющие права (full license). Всякий обучающийся вождению получает "временную лицензию" (provisional license) и также имеет право на управление автомобилем.
* Возраст, стаж и пол допущенных к управлению, их семейное положение.
* Наличие или отсутствие страховых случаев (система "Бонус-Малус"). Водителям, достигшим класса с максимальной скидкой, за дополнительную плату предлагается услуга, называемая "защитой бонуса" (bonus protection). При ее покупке скидка сохраняется даже в случае совершения одной - двух аварий.
Также используются иные факторы, влияющие на степень риска (например, количество водителей, допущенных к управлению, цели использования, количество приобретенных полисов в данной страховой компании и пр.).
Актуарные расчеты тарифов в компаниях производятся с использованием обобщенно-линейных моделей (Generalized Linear Models), приобретающих все большую популярность в актуарной практике.
Компенсационные выплаты
Компенсационные выплаты производятся потерпевшим в случае, если виновник ДТП скрылся с места ДТП или не был застрахован. Компенсационные выплаты покрывают не только вред, нанесенный жизни или здоровью, но и вред, нанесенный имуществу третьих лиц.
Доля незастрахованных водителей в Ирландии небольшая: 5- 10%. Низкий процент незастрахованных водителей достигнут благодаря жестким санкциям. Если полицейский не обнаружит Insurance disc на ветровом стекле транспортного средства и если выяснится, что гражданская ответственность его владельца не застрахована, то автомобиль конфискуется и затем продается. Так в 2002 году было конфисковано и впоследствии продано около 9000 транспортных средств.
Однако они наносят ущерб примерно на 70 млн. евро ежегодно, что увеличивает стоимость полиса для всех страхователей в среднем на 50 евро. Для осуществления компенсационных выплат предназначен специальный гарантийный резерв, размер которого на конец 2003 года составлял 400 млн. евро. Резерв формируется за счет отчислений страховых компаний от собранных взносов по автострахованию.
Выплаты потерпевшим осуществляет Ирландское моторное бюро (Motor Insurers Bureau of Ireland, MIBI). Стоит отметить, что компенсационные выплаты в Ирландии не производятся в случае банкротства страховой компании. Такой пробел в законодательстве объясняется в первую очередь сложившейся практикой, при которой неплатежеспособная компания, поглощается другой страховой компанией, берущей на себя все ее обязательства (в т.ч. и перед потерпевшими). Такие события характерны для Ирландии. Так, с 1990 года по 2002 год количество компаний, занимавшихся ОСАГО, сократилось с 19 до 13, из которых на 5 приходится 85% рынка.
Помимо осуществления компенсационных выплат, MIBI выступает страховщиком в рамках международной системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств "Зеленая карта". В 2003 году MIBI выплатило 14, 7 млн. евро по "Зеленой карте" (из них 893 тыс. евро по ДТП за рубежом с участием ирландских транспортных средств, 13, 8 млн. евро - по ДТП на территории Ирландии с участием иностранных транспортных средств.
Проблема тарифов
Как видно из таблицы 2, страховые суммы по возмещению вреда имуществу в Ирландии ниже, чем в других странах ЕС, имеющих неограниченное (или достаточно высокое) покрытие риска нанесения вреда жизни или здоровью третьих лиц.
Сравнение убыточности в Ирландии с убыточностью стран ЕС показывает, что убыточность в Ирландии мало отличается от ситуации в других странах. Как и в большинстве европейских стран, автострахование убыточно и ненамного превышает 100%. Убыточность, значения которой приведены в таблице 3, рассчитывалась как отношение суммы выплат, страховых резервов и расходов на ведение дела к заработанной брутто-премии. В настоящее время ситуация в стране поменялась, но об этом будет сказано ниже.
Поскольку лимиты в Ирландии ниже, чем в странах с неограниченным покрытием по жизни и здоровью, и убыточность в Ирландии мало отличается от убыточности в других странах ЕС, то можно ожидать, что уровень тарифов в Ирландии окажется ниже.
Однако тарифы в Ирландии существенно выше, чем в других странах. В таблице 4 приведены сведения о среднем тарифе по автострахованию в странах ЕС (по данным 1998 года).
Следует обратить внимание, что тарифы в Ирландии выше, чем в Англии и Франции - странах, где также установлено неограниченное покрытие по возмещению вреда жизни или здоровью.
Чем вызвана высокая стоимость страхового полиса? Основная причина - высокий уровень выплат (см. табл. 5), а в особенности - выплат по возмещению вреда жизни или здоровью. Согласно ирландской статистике нанесение вреда жизни или здоровью происходит в среднем в 4 раза реже, чем страховые случаи с нанесением вреда имуществу третьих лиц. Выплаты по возмещению вреда жизни или здоровью превышают выплаты по возмещению вреда имуществу в 20 раз, причем доля юридических издержек, связанных с урегулированием страхового случая в страховых выплатах по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью, составляет до 40%. К сведению, средний размер выплаты в случае смерти в результате ДТП составляет примерно 1.5 млн. евро.
Размер средней страховой выплаты по возмещению вреда, нанесенного жизни или здоровью, в Ирландии в два раза выше, чем в соседней Англии, а размер ущерба, нанесенного имуществу третьих лиц, - на 50%.
Наибольшее количество ДТП в Ирландии происходит по вине молодых водителей с небольшим стажем. Стоимость страховки для них составляет 5 - 7 тыс. евро, что превышает стоимость подержанного автомобиля в среднем в три раза.
Подходы к снижению стоимости страхового полиса ОСАГО
Высокая стоимость ирландского страхового полиса вызывает многочисленные дебаты в обществе. Однако, в отличие от России, к решению проблемы подошли со стороны снижения аварийности и тяжести ДТП. В Ирландии разработан комплекс мер, мотивирующих водителей к более осторожному и ответственному вождению. Некоторые меры реализуются на государственном уровне, другие - на уровне страхового сообщества, третьи - на уровне отдельных страховых компаний.
Система штрафных очков
Первая мера по снижению аварийности - введение государственной системы штрафных баллов (penalty points). Подобная система существовала некогда в СССР (талон предупреждения). Суть заключается в том, что за каждое нарушение водителю присваивается определенное количество штрафных баллов. Когда количество штрафных баллов превысит установленный уровень, к водителю применяются санкции вплоть до лишения прав.
Согласно оценкам специалистов Ирландского союза страховщиков введение системы штрафных очков позволило снизить количество ДТП на 15%.
MIAB
Для определения иных способов снижения выплат по ОСАГО, а также для всестороннего анализа проблем ирландской системы ОСАГО правительством Ирландии был специально создан Консультационный Совет по автострахованию (Motor Insurance Advisory Board, MIAB). Для достижения поставленных целей, по распоряжению правительства страховые компании представили в MIAB массив первичных данных по договорам автострахования за период с 1992 г. по 2000 г.
В апреле 2002 года MIAB опубликовала основательный отчет "Motor Insurance Advisory Board Report", посвященный ситуации на рынке ОСАГО. Основной составляющей отчета являются 67 рекомендаций, применение которых должно не только снизить выплаты по ОСАГО, но и решить некоторые проблемы ирландского рынка ОСАГО.
Рекомендации адресованы, в первую очередь, органам исполнительной власти (департаментам транспорта, юстиции и финансов министерства коммерции, торговли и занятости, Службе по надзору за финансовыми учреждениями). 11 рекомендаций предназначены для реализации страховыми компаниями (8 рекомендаций уже применено).
Основная рекомендация заключается в разработке справочника по размеру компенсаций при различных телесных повреждениях. Цель разработки такого справочника - снижение юридических расходов на урегулирование выплат по возмещению вреда жизни или здоровью. Справочник, рабочее название которого "Quantum book" планируется разработать на базе решений ирландских судов по выплатам компенсаций ущерба жизни и здоровью потерпевшим в ДТП.
Предполагается, что, используя справочник, страховая компания и потерпевший смогут самостоятельно оценить размер ущерба жизни или здоровью. В случае несогласия сторон, они смогут обратиться в специально существующий при MIAB Совет по оценке телесного ущерба (Personal Injuries Assessment Board, PIAB). Таким образом, PIAB будет выступать в роли третейского суда.
При несогласии сторон с оценкой PIAB разбирательство может быть продолжено в судебной инстанции.
Как считает MIAB, существование третейского суда в виде PIAB существенно снизит юридические расходы на урегулирование убытков по возмещению вреда жизни или здоровью.
Основным содержанием многих других рекомендаций является повышение "прозрачности" рынка ОСАГО. Так, в частности, Службе по надзору за финансовыми учреждениями рекомендовано публиковать подробные статистические отчеты по ОСАГО. В настоящее время в статистической отчетности, представляемой страховыми компаниями в надзор, указываются данные по автострахованию в целом, не выделяя ОСАГО. MIAB настаивает, чтобы Служба по надзору собирала и публиковала отчетность по ОСАГО, что позволит обществу контролировать доходы страховых компаний от обязательного страхования.
Для внедрения рекомендаций создана специальная рабочая группа из представителей государственных органов, страховых компаний и MIAB. Деятельность рабочей группы осуществляется в соответствии с утвержденным планом работ.
Борьба с мошенничеством
Другим способом снижения убыточности стала целенаправленная борьба со страховым мошенничеством. По оценкам специалистов, мошеннические действия обходятся страховщикам в 60 млн. евро ежегодно. При этом акцент сделан на борьбе не с организованными профессиональными преступными группами (которые в Ирландии отсутствуют), а с "бытовым" мошенничеством, когда потерпевший завышает размер ущерба. Для реализации мер по борьбе со страховым мошенничеством при Ирландском союзе страховщиков открыта "горячая линия" (Insurance link), позвонив на которую, население, на условиях анонимности, может сообщать о ставших им известным мошенническим действиям.
РR-кампания
Мероприятия, направленные на снижение выплат сопровождаются агрессивной РR-кампанией. Рекламные ролики, транслируемые по ТВ, ставят своей целью как можно более сильно стимулировать водителей к безаварийной езде. Наибольшую реакцию вызвали ролики, показывавшие в замедленном действии гибель людей в ДТП. Другие ролики, в основном, напоминают о применяемых наказаниях к нарушителям правил дорожного движения (количество штрафных баллов, денежные штрафы и т.д.). РR-кампания финансируется за счет средств страховых компаний через IIF. В 2003 году на эти цели было выделено 1, 24 млн. евро.
Система "Traksure"
Некоторые страховщики применяют собственные разработки для снижения убытков. Например, компания "АХА" дает значительную скидку (20-50%) молодым водителям, устанавливающим на свои машины систему слежения "Traksure". Устройство позволяет вести контроль за скоростью машины и ее местоположением. Скорость автомобиля и его месторасположение фиксируются каждые 15 секунд за счет информации, получаемой от приемников спутниковой системы глобального позиционирования (GPS). Специальное устройство системы "Traksure" записывает всю получаемую информацию. Все данные с определенной периодичностью загружаются в информационную систему компании и сравниваются с базой данных ограничения скорости. В случае нарушений компания начисляет водителю собственные штрафные баллы, и при перезаключении договора ОСАГО на следующий год страховая премия будет увеличена. Переход в другую компанию для такого водителя невыгоден, поскольку другие компании не представляют такой услуги (систему "Traksure" можно установить только в "АХА") и стоимость страховки там гораздо выше. Кроме того, система "Traksure" успешно используется для поиска угнанных автомобилей.
Благодаря применяемой системе компания "АХА" уверенно заняла сегмент молодых водителей, сделав его для себя прибыльным.
Конкурентное преимущество налицо - если обычная стоимость страховки для молодого водителя - 5-7 тыс. евро, то компания "АХА" предлагает страховку за 3-4 тыс. евро.
Итогом масштабной кампании, направленной на снижение убытков, стало достижение в 2002 году положительного финансового результата по автострахованию после четырех лет убыточности данного вида страхования. Получение прибыли страховыми компаниями позволило им снизить тарифы по автострахованию в среднем на 10%. Суммарная прибыль компаний по автострахованию (без учета инвестиционного дохода) в 2002 году составила 18, 5 млн. евро, с учетом инвестиционного дохода - 183, 2 млн. евро. Финансовые показатели по рынку автострахования представлены в табл. 6.
Динамика прибыли в разные годы представлена на графике.
Резюме
Проблема высоких убытков по ОСАГО характерна для многих европейских стран, среди которых Ирландия многих европейских стран, среди которых Ирландия. До последнего времени страховщики справлялись с растущими выплатами исключительно путем повышения страховых тарифов. Однако опыт Ирландии показал, что проблема высоких тарифов имеет решение и в целенаправленных превентивных мероприятиях по снижению убытков. В реализации таких программ должны принимать участие не только страховые компании, но и государственные структуры. Только спланированными совместными усилиями можно добиться снижения аварийности и травматизма на дорогах, что является одной из целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
***
Авторы выражают благодарность Европейскому проекту TACIS, а также лично Питеру Тейлору (Peter Taylor, "Insurance Solutions"), Брайану Дули (Brian Dooley, "Hibernian"), Джону Кейси(John Casey, MIBI), Патрику МакКэну(Patrick McCann, IFSRA), оказавшим помощь в написании статьи.
***
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА "АНКИЛА" РЕКОМЕНДУЕТ:
5 заблуждений относительно обязательного страхования ответственности автовладельцев ("СД" N 12-2003)
Правила применения типовых схем дорожно-транспортных происшествий и распределения ответственности участников за причиненный ими вред ("СД" N 12-2003)
Обязательное страхование автогражданской ответственности: опыт Восточной Европы и Прибалтики ("СД" N3-2003)
***
Около 80% ирландских страховщиков входят в различные международные группы или имеют в составе своих акционеров иностранные компании
***
ОСАГО - единственный вид обязательного страхования в Ирландии (в отличие от России, где их количество приближается к 60)
***
Если полицейский не обнаружит знака Insurance disc на ветровом стекле транспортного средства и если выяснится, что гражданская ответственность его владельца не застрахована, то автомобиль конфискуется и затем продается
***
Согласно оценкам специалистов Ирландского союза страховщиков введение системы штрафных очков позволило снизить количество ДТП на 15%
***
Рекламные ролики, транслируемые по ТВ, ставят своей целью как можно более сильно стимулировать водителей к безаварийной езде